Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 12.11.2008 N 608-О-О “По запросу президиума Московского окружного военного суда о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 1, подпункта 18 пункта 1 статьи 6 и подпункта 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 ноября 2008 г. N 608-О-О

ПО ЗАПРОСУ ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ОКРУЖНОГО ВОЕННОГО СУДА

О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 1 И 2 СТАТЬИ 1,

ПОДПУНКТА 18 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 6 И ПОДПУНКТА 4 ПУНКТА 1

СТАТЬИ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ

ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г. Ярославцева, проводившего на основании статьи 41
Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ предварительное изучение запроса Московского окружного военного суда,

установил:

1. Руководствуясь приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 17 января 2007 года N 23л/с, председатель 3 окружного военного суда приказом от 24 января 2007 года N 6 установил для судей этого суда надбавку за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50 процентов от должностного оклада (ранее размер надбавки составлял 160 процентов от должностного оклада).

Московский гарнизонный военный суд, куда с заявлениями об оспаривании действий Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и председателя 3 окружного военного суда обратились судьи этого суда А.И. Коваленко, Б.А. Кожевников, А.В. Коротунов и А.М. Моша, решением от 3 мая 2007 года частично удовлетворил требования заявителей, указав, что Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации не предоставлено право устанавливать (в том числе уменьшать) для судей военных судов размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Данное решение определением судебной коллегии по гражданским делам Московского окружного военного суда от 8 июня 2007 года оставлено без изменения.

Президиум Московского окружного военного суда, приняв к производству надзорные жалобы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и временно исполняющего обязанности председателя 3 окружного военного суда, обратился, в свою очередь, в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности следующих положений Федерального закона от 8 января 1998 года N 7-ФЗ “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации“:

пункта 1 статьи 1, согласно которому Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом,
осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей;

пункта 2 статьи 1, согласно которому под организационным обеспечением деятельности судов в данном Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия;

подпункта 18 пункта 1 статьи 6, согласно которому Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;

подпункта 4 пункта 1 статьи 10, согласно которому Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, и контролирует их исполнение; указанные приказы, распоряжения и инструкции обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности.

По мнению заявителя, приведенные законоположения позволяют Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации устанавливать и уменьшать размер надбавки судьям военных судов за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, т.е. снижать установленный уровень гарантий материального обеспечения судей военных судов, что противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 129 (часть 1) и 124.

2. Статус судьи, основы которого определяются статьями 118, 119, 120,
121, 122 и 124 Конституции Российской Федерации с тем чтобы обеспечить осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом, служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому. Данное требование непосредственно закреплено в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации“: в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального и социально-бытового обеспечения (часть 4 статьи 5 во взаимосвязи со статьей 11).

2.1. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ “О военных судах Российской Федерации“ военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (часть 1 статьи 1); за судьями военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации сохраняется статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (часть 4 статьи 35).

Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“ предусматривает в пункте 4 статьи 13, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до
120 процентов оклада по воинской должности; Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

Таким образом, правовой режим указанной ежемесячной надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (а следовательно, и судьям военных судов), определен Федеральным законом “О статусе военнослужащих“, в том числе в отношении того, какие органы исполнительной власти правомочны устанавливать ее размер и порядок выплаты.

Что касается оспариваемых в запросе норм Федерального закона “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации“, то они не содержат положений, указывающих на возможность осуществления Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации каких-либо действий, направленных на установление размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.

2.2. В силу части второй статьи 36 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемой нормы; если же такая неопределенность отсутствует или является мнимой, соответствующее обращение не может быть признано допустимым по смыслу названного Федерального конституционного закона.

Поскольку в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемых президиумом Московского окружного военного суда положений Федерального закона “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации“ неопределенность отсутствует, данный запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению. Проверка же законности и обоснованности действий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по уменьшению размера надбавки за
сложность, напряженность и специальный режим военной службы, а также правильности выбора подлежащих применению правовых норм в системе действующего законодательства относится к полномочиям судов общей юрисдикции и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Признать запрос президиума Московского окружного военного суда не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ