Решения и определения судов

Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 6870/08 по делу N А21-5063/2007 Дело по заявлению о признании незаконными действий государственных органов, выразившихся в возврате за счет бюджета муниципального образования излишне уплаченного земельного налога, направлено на новое кассационное рассмотрение, так как суд, прекращая производство по делу, в связи с тем, что оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, не учел положений ч. 2 ст. 27, ч. 1 ст. 53 АПК РФ.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2008 г. N 6870/08

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Наумова О.А., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление администрации Советского городского округа Калининградской области о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2008 по делу А21-5063/2007 Арбитражного суда Калининградской области.

В заседании принял участие представитель администрации Советского городского округа Калининградской области Бабушкина И.П.

Заслушав и обсудив доклад судьи
Наумова О.А., а также объяснения представителя администрации Советского городского округа Калининградской области, Президиум установил следующее.

Администрация Советского городского округа Калининградской области (далее - администрация городского округа) от имени муниципального образования “Советский городской округ“ (далее - муниципальное образование) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области (далее - инспекция) и Управления федерального казначейства по Калининградской области, выразившихся в возврате за счет бюджета муниципального образования открытому акционерному обществу “Советский целлюлозно-бумажный завод“ (далее - общество) 4 859 408 рублей 95 копеек излишне уплаченного земельного налога.

В обоснование своей позиции администрация городского округа сослалась на необоснованный возврат обществу излишне уплаченного налога за счет бюджета муниципального образования.

Общество привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2007 требование администрации городского округа удовлетворено частично.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 16.04.2008 названные судебные акты отменил, производство по делу прекратил на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2008 в порядке надзора администрация городского округа просит его отменить как нарушающее процессуальное законодательство.

В отзыве на заявление инспекция просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя администрации городского округа, Президиум считает, что обжалуемое
постановление подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции по следующим основаниям.

Суд кассационной инстанции прекратил производство по делу, так как спор не связан с экономической деятельностью; отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий возможность рассмотрения арбитражным судом спора, в котором участвует муниципальное образование.

Между тем согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела, в том числе с участием государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Кодекса в случаях, предусмотренных федеральным законом, органы местного самоуправления вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Законом, предоставляющим возможность такого обращения, является Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон о местном самоуправлении), статьей 46 которого установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц.

Таким образом, частью 2 статьи 27 Кодекса во взаимосвязи со статьей 46 Закона о местном самоуправлении установлено право органов местного самоуправления на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов и указано на полномочия арбитражных судов по рассмотрению дел с их участием.

Рассматриваемый спор имеет экономическую основу, по своему характеру является публично-правовым, возникшим из налоговых правоотношений, поэтому подлежит разрешению арбитражным судом в силу статей 27 и 29 Кодекса, пункта 2 статьи 138, статьи 142 Налогового кодекса Российской Федерации с
учетом положений, содержащихся в статье 53 Кодекса и в статье 46 Закона о местном самоуправлении.

Вывод суда кассационной инстанции о неподведомственности спора арбитражному суду не соответствует названным нормам права.

При таких обстоятельствах оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального и процессуального права, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Кодекса подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2008 по делу N А21-5063/2007 Арбитражного суда Калининградской области отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.

Председательствующий

А.А.ИВАНОВ