Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу N А39-2002/2008-97/3 В иске о привлечении к административной ответственности за неисполнение предписания об устранении нарушений градостроительного законодательства отказано правомерно, поскольку ни в предписании, ни в иных документах не указан возможный способ их устранения, не доказано, что указанные нарушения могли быть устранены в установленный срок.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 октября 2008 г. по делу N А39-2002/2008-97/3

Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2008.

Полный текст постановления изготовлен 01.10.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Москвичевой Т.В.,

судей Рубис Е.А., Белышковой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В., рассмотрел апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.07.2008 по делу N А39-2002/2008-97/3, принятое судьей Полубояровой Г.В., по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия о привлечении открытого акционерного общества “Мордовская ипотечная корпорация“ к административной ответственности.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы,
не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Консультантом (инспектором) отдела инспекционного надзора Инспекции государственного строительного надзора (далее по тексту - Инспекция) Республики Мордовия 22.04.2008 на основании приказа начальника Инспекции от 21.04.08 N 129-ОД были проведены мероприятия по проверке соблюдения открытым акционерным обществом “Мордовская ипотечная корпорация“ (далее по тексту - Общество) требований градостроительного законодательства, строительных норм и правил при строительстве объекта “Группа жилых домов по ул. Веселовского в г. Саранске. Жилой дом N 2“.

При проверке вынесено предписание N 2, которое было вручено представителю Общества 22.04.2008, об устранении в срок до 26.05.2008 выявленных нарушений и об усилении контроля за выполнением строительных работ, а 25.04.2008 составлен акт проверки N 1. В данных документах отражено, что на момент проверки на объекте велись работы по устройству свайных фундаментов, чем нарушены нормы Градостроительного кодекса РФ, СНиП и проекта:

1) часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ - нарушены сроки направления в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ извещения о начале строительства;

2) 90/2005-02-03-АС1 лист 3 - погружение свай осуществляется дизель-молотом вместо предусмотренного проектом способа вдавливания свай вдавливающей установкой СВУ-В-6;

3) 90/2005-02-03-АС1 лист 3 - проектом предусмотрено вдавливание свай в лидерные скважины диаметром 400 мм и глубиной 6,0 м, однако подрядчик забивает сваи без бурения скважин;

4) пункт 2.2 ВСН 490-97 “Проектирование и устройство свайных фундаментов и шпунтовых ограждений в условиях реконструкции промышленных предприятий и городской застройки“ - не проведен мониторинг состояния зданий и сооружений, находящихся в 30-метровой зоне воздействия динамических нагрузок, в процессе забивки свай не ведутся наблюдения за возможными дефектами зданий и сооружений;

5) пункт 4.2 СНиП 12.01.2004
“Организация строительства“ - проектная документация не допущены к производству работ заказчиком;

6) пункт 1.22 СНиП 3.03.01-87 “Несущие и ограждающие конструкции“ - не оформлены акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные схемы.

Поскольку в установленный срок Обществом предписание N 2 полностью исполнено не было, консультант Инспекции, усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 09.06.2008 составил протокол об административном правонарушении N 21, на основании которого Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Решением от 25.07.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Инспекция полагает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.

Инспекция также указывает, что дата составления и выдачи предписания от 22.09.2008 в результате описки была указана ошибочно, и в суде первой инстанции представитель Общества не отрицал факт составления и выдачи предписания одним днем - 25.04.2008.

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку полномочного представителя не обеспечило, в письме от 23.09.2008 N 1870 заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации образует состав правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу статьи 53
Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства и осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом.

По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.

В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Согласно статье 12 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 13.09.06 N 407, Инспекция вправе составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностным регламентом предусмотрено, что консультант (инспектор) Инспекции вправе выдавать участникам строительства обязательные для исполнения предписания.

В соответствии со статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса, вправе производить осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу и используемых для осуществления предпринимательской деятельности. При этом в случае необходимости применяются фото - и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о чем предупреждаются представители проверяемого объекта и делается соответствующая запись в протоколе осмотра (часть 5 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 4 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам осмотра составляется протокол
об осмотре помещений, вещей и документов, в котором, в числе прочего, указываются сведения о юридическом лице и его представителе, территориях, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.

Из протокола об административном правонарушении N 21 от 09.06.2008 следует, что консультантом Инспекции на основании письма открытого акционерного общества проектный институт “Мордовгражданпроект“ N 196-исх от 18.04.2008 проведена проверка соответствия выполняемых строительных работ требованиям утвержденного проекта. Нарушения выявлены в результате проведения мероприятий по госнадзору. По результатам проверки выдано предписание от 25.04.08.

В протоколе N 21 не зафиксирована дата проведения проверки, не указано, какие именно мероприятия проводились, проводился ли осмотр строительной площадки, когда и с кем, протокол осмотра Инспекцией не представлен.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции представители сторон не отрицали, что проверка исполнения Обществом предписания N 2 об устранении нарушений градостроительного законодательства, в результате которой установлен факт неисполнения требований предписания, после истечения срока его выполнения - 26.05.08 с выходом на объект строительства Инспекцией также не проводилась, акт (протокол) проверки или осмотра не составлялся, объяснения у законного представителя Общества и других незаинтересованных лиц не брались.

По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная
ответственность.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, Инспекция указала на неустранение им нарушений, указанных в пунктах 2, 3, 4 предписания. Вместе с тем, Инспекция ни в предписании, ни в иных документах, не указала возможный способ их устранения. Более того, Инспекция не доказала суду, что указанные нарушения могли быть устранены в установленный срок.

Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.07.2008 по делу N А39-2002/2008-97/3 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.МОСКВИЧЕВА

Судьи

Е.А.РУБИС

М.Б.БЕЛЫШКОВА