Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 09.10.2008 N 4538/08 по делу N А19-24528/06-16-23 В случае, если Российской Федерацией в лице Минфина РФ не исполнены обязательства по финансированию в бюджет субъекта РФ субсидий в полном объеме для реализации установленных законодательством льгот, расходы от предоставленных льгот взыскиваются за счет казны РФ.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 октября 2008 г. N 4538/08

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области (ул. Фурье, д. 1, г. Иркутск, 664003) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 14.11.2007 по делу N А19-24528/06-16-23 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.06.2008 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия “Надежда“ к Российской Федерации в лице Минфина России
о взыскании 4 029 004 рублей 32 копеек расходов, связанных с предоставлением в период с 01.08.2004 по 22.12.2004 гражданам льгот на оплату проезда в автомобильном транспорте городского, пригородного и междугородных маршрутов во исполнение Федерального закона “О ветеранах“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области (переименованного впоследствии в Департамент финансов Иркутской области), Главное управление социальной защиты населения Иркутской области, Отдел социальной защиты населения Киренского района.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 14.11.2007, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взыскано 4 029 004 рубля 32 копейки расходов.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на неправильное применение судами норм материального права.

Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Нарушений норм материального права не установлено. Взыскание понесенных истцом расходов за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).

Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Судом установлено, что выделенные в 2004 году из федерального бюджета денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению ветеранам бесплатного проезда в автомобильном транспорте во исполнение Федерального закона “О ветеранах“ не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. Согласно позиции, выраженной в пункте
18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, при недостаточности выделенных на указанные цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

По мнению заявителя, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, а также Инструкция по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденная постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 N 207, не являются нормативно-правовыми актами и не могут применяться к спорным отношениям.

Между тем названное постановление обеспечивает единообразный подход к разрешению споров, связанных с применением Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности, по искам, предъявленным согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. По настоящему делу истцом заявлены требования о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда в автомобильном транспорте ветеранам. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

Поскольку в 2004 году отсутствовал порядок возмещения транспортным организациям расходов, понесенных в связи с неисполнением Федерального закона “О ветеранах“, истец правомерно определил расходы на основании методики, существовавшей на тот период (что соответствует позиции, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2008 N 12479/07, N 16069/07, от 23.04.2007 N 1476/07). Все используемые истцом в этом расчете показатели (численность льготников количество поездок одного ветерана в месяц, тариф на проезд) подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов и ответчиком не оспорены.

Руководствуясь статьями 299, 301,
304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А19-24528/06-16-23 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 14.11.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.06.2008 по тому же делу отказать.

Председательствующий

судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА