Решения и определения судов

Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2008 N 7288/08 по делу N А40-8298/07-67-89 Владелец товарного знака не вправе запрещать использовать спорное обозначение лицу, которое добросовестно его применяло для индивидуализации своего журнала до даты приоритета товарного знака (без расширения объема использования обозначения после регистрации товарного знака).

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2008 г. N 7288/08

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Моисеевой Е.М., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью “Юнайтед Пресс“ (Москва) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 28.08.2007 по делу N А40-8298/07-67-89, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.02.2008 по тому же
делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Юнайтед Пресс“ (ответчика) - Быков В.В., Борисов С.В.;

от общества с ограниченной ответственностью “Издательский дом “Специализированная пресса“ (истца) - Востряков Д.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Моисеевой Е.М. и выступления присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Издательский дом “Специализированная пресса“ (далее - издательский дом) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Юнайтед Пресс“ (далее - общество “Юнайтед Пресс“), акционерному обществу “Издательский дом “Проф Медиа“, обществу с ограниченной ответственностью “Бизнес Медиа Коммуникации“ и обществу с ограниченной ответственностью “Агропресса“ (далее - общество “Агропресса“) о защите права на принадлежащий истцу товарный знак со словесным обозначением “Агробизнес“ (свидетельство на товарный знак от 18.12.2003 N 260351 с приоритетом от 10.12.2002).

Истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил требования и просил суд: обязать общество “Юнайтед Пресс“ прекратить незаконное использование обозначения “Агробизнес“ в качестве названия средства массовой информации - журнала “Агробизнес. Современные стратегии, технологии, менеджмент“, переоформить доменное имя www.agro-business.ru на правообладателя товарного знака и удалить обозначение “Агробизнес“ из сети Интернет; обязать общество “Агропресса“ прекратить незаконное использование спорного обозначения на страницах журнала “Агромаркет“, в текстовых публикациях, рекламе.

Для восстановления деловой репутации истец просил опубликовать решение суда о запрете использования товарного знака “Агробизнес“ на сайтах ответчиков.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2007 принят отказ от иска к АО “Издательский дом “Проф Медиа“ и ООО “Бизнес Медиа Коммуникации“, производство по делу в отношении данных ответчиков прекращено.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.08.2007 иск частично
удовлетворен - суд обязал общество “Юнайтед Пресс“ прекратить использование обозначения “Агробизнес“ в названии журнала “Агробизнес. Современные стратегии, технологии, менеджмент“, в рекламе журнала в сети Интернет на сайте www.agro-business.ru. В остальной части иска к этому ответчику отказано. В иске к ООО “Агропресса“ отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 19.02.2008 оставил названные судебные акты без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов общество “Юнайтед Пресс“ просит их отменить в части удовлетворения требований истца в отношении общества, ссылаясь на неправильное применение судами Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров“ (далее - Закон о товарных знаках) и неприменении при разрешении спора Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 “О средствах массовой информации“ (далее - Закон о средствах массовой информации), в удовлетворении исковых требований к нему отказать.

В отзыве на заявление издательский дом просит оставить судебные акты без изменения, поскольку действия общества “Юнайтед Пресс“ нарушают его права не только на зарегистрированный товарный знак, но и на коммерческое обозначение журнала, издаваемого истцом, право на которое возникло у него раньше, чем у ответчика.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что указанные судебные акты в оспариваемой части подлежат отмене по следующим основаниям.

Согласно свидетельству Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций о регистрации средства массовой информации от 31.05.2002
ПИ N 77-12804 издательский дом является учредителем бюллетеня “АгроБизнес и пищевая промышленность“.

Словесный товарный знак “Агробизнес“ на имя издательского дома в отношении товаров и услуг классов 16, 35, 41 МКТУ (издания печатные, периодика, бюллетени информационные, реклама, публикации текстовых материалов за исключением рекламных) зарегистрирован Российским агентством по патентам и товарным знакам (далее - Роспатент) 18.12.2003 (свидетельство N 260351) с приоритетом от 10.12.2002.

Общество “Юнайтед Пресс“ (ответчик) является учредителем и издателем средства массовой информации - журнала “Агробизнес. Современные стратегии, технологии, менеджмент“ (свидетельство Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций от 20.06.2002 ПИ N 77-12911).

Общество “Агропресса“ (ответчик) исходя из свидетельства о регистрации средства массовой информации от 30.12.2004 ПИ N ФС77-19436, выданного Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, является учредителем журнала “Агромаркет. Аналитика. Реклама. Технологии. Менеджмент“.

Издательский дом счел нарушенными свои исключительные права на зарегистрированный товарный знак “Агробизнес“ из-за использования ответчиками в названиях указанных печатных изданий, а также в доменном имени словесных обозначений как тождественных товарному знаку, так и сходных до степени смешения с ним и обратился в арбитражный суд с требованием о прекращении незаконного использования ответчиками товарного знака.

Возражая против исковых требований, общество “Юнайтед Пресс“ указало, что учрежденный и издаваемый им журнал “Агробизнес. Современные стратегии, технологии, менеджмент“ выпускается на законных основаниях и зарегистрирован в установленном порядке ранее, чем у истца зарегистрировано право на товарный знак. Свидетельство о регистрации средства массовой информации не признано недействительным. Товарный знак истца и полное название журнала, помещаемое на его обложках, не сходны до степени смешения и используются, по мнению
ответчика, в отношении неоднородных товаров; домен www.agro-business.ru не используется в отношении товаров, на которые зарегистрирован товарный знак истца.

Общество “Агропресса“ иск не признало со ссылкой на то, что не использует в своей деятельности товарный знак истца, поскольку является учредителем журнала “Агромаркет. Аналитика. Реклама. Технологии. Менеджмент“, название которого не сходно с товарным знаком и не может вызвать смешения с ним.

Суд первой инстанции удовлетворил иск в отношении общества “ЮнайтедПресс“, установив, что слово “агробизнес“ используется в названии издаваемого им журнала, которое, по мнению суда, сходно до степени смешения со словесным товарным знаком истца по фонетическому и семантическому признакам. Слово “агробизнес“, выполненное крупными буквами, доминирует в названии журнала и может вызвать смешение.

Кроме того, суд признал доказанным размещение обществом “Юнайтед Пресс“ в сети Интернет на сайте www.agro-business.ru рекламы своего журнала, однако требование о переоформлении домена www.agro-business.ru на истца оставил без удовлетворения, поскольку Законом о товарных знаках не предусмотрен такой способ защиты прав на товарный знак.

Нарушение прав истца на товарный знак обществом “Агробизнес“ суд признал недоказанным, так как название журнала, учредителем которого является это общество, не сходно с ним до степени смешения. Кроме того, наличие у истца товарного знака со словесным обозначением “Агробизнес“ не дает ему права запрещать использование распространенного слова “агробизнес“ в контексте журнальных материалов, а также в тексте рекламы сельскохозяйственной выставки, так как деятельность, связанная с организацией выставок, не указана в перечне услуг, на которые зарегистрирован товарный знак истца.

Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции, но при этом признали не имеющим правового значения довод общества “Юнайтед Пресс“ о регистрации журнала, в
названии которого используется слово “агробизнес“, ранее даты приоритета товарного знака.

Между тем выводы судов в отношении нарушения прав владельца товарного знака обществом не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о товарных знаках нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров.

В соответствии со статьями 2, 3 Закона о товарных знаках правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном Законом, или в силу международных договоров Российской Федерации. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Суд, признавая незаконным использование обществом спорного обозначения в названии журнала общества “Юнайтед Пресс“, в рекламе журнала в сети Интернет, не учел, что право этого общества на название журнала, включающего слово “агробизнес“, возникло 20.06.2002 в силу регистрации журнала и использовалось до даты приоритета товарного знака (10.12.2002).

Правовое положение и порядок регистрации средства массовой информации регулируются Законом о средствах массовой информации. Однако суды не применили положения этого Закона о последствиях регистрации, в частности о праве на название, о недопущении регистрации средства массовой информации с тем же названием, то есть о защите названия.

Название средства массовой информации используется для его индивидуализации и исходя из этой функции к нему может быть применено также положение статьи 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности (20.03.1883), предусматривающее
его защиту.

Кроме того, название журнала, издаваемого обществом “Юнайтед Пресс“, содержит помещаемые на обложках дополнительные слова, уточняющие направленность информации. Спорное обозначение в названии журнала не повторяет зарегистрированных особенностей написания словесного элемента товарного знака, имеет свой особый стиль изображения, в целом воспринимается по-другому, что исключает опасность смешения двух обозначений.

Более того, судам следовало учесть, что в случае, если различные средства индивидуализации оказываются тождественными или сходными до степени смешения, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.

Таким образом, владелец товарного знака не вправе запрещать использовать спорное обозначение лицу, которое добросовестно его применяло для индивидуализации своего журнала до даты приоритета товарного знака (без расширения объема использования обозначения после регистрации товарного знака).

Президиум отвергает доводы издательского дома о нарушении действиями общества “Юнайтед Пресс“ его права на коммерческое обозначение, поскольку им были заявлены исковые требования о защите права на товарный знак. Требование о защите исключительного права на коммерческое обозначение истцом не заявлялось и в данном деле судом не рассматривалось.

Следовательно, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истца к обществу “Юнайтед Пресс“.

Отказ в иске к обществу “Агропресса“ не оспаривается, является правомерным, судебные акты в этой части отмене не подлежат.

При таких обстоятельствах судебные акты в указанной части нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, пунктом 3 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 28.08.2007 по делу N А40-8298/07-67-89, постановление Девятого арбитражного апелляционного
суда от 20.11.2007 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.02.2008 по тому же делу в части удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью “Издательский дом “Специализированная пресса“ к обществу с ограниченной ответственностью “Юнайтед Пресс“ отменить.

В удовлетворении этих исковых требований отказать.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Председательствующий

А.А.ИВАНОВ