Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 01.09.2008 N 8689/08 по делу N А71-5953/2007-А24 Судебные акты по делу об оспаривании решения и действий налогового органа переданы для пересмотра в порядке надзора, так как судом не проверено, в частности, принималось ли инспекцией решение о взыскании пеней во внесудебном порядке с соблюдением срока и порядка, установленных пунктами 3, 7 статьи 46 НК РФ.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 сентября 2008 г. N 8689/08

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Наумова О.А., судей Зориной М.Г., Полетаевой Г.Г., рассмотрев в судебном заседании материалы дела N А71-5953/2007-А24 Арбитражного суда Удмуртской Республики по заявлению открытого акционерного общества “Ижевский мотозавод “Аксион-холдинг“ об оспаривании решения и действий налогового органа,

установила:

открытое акционерное общество “Ижевский мотозавод “Аксион-холдинг“ (далее - общество) направило 19.01.2007 Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ижевска (далее - инспекция) декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2006 года, согласно которой к возмещению подлежал налог
в размере 1 525 596 рублей.

23.04.2007 инспекция приняла решение о возмещении обществу указанной суммы налога.

25.04.2007 общество направило инспекции письмо о зачете 1 525 596 рублей налога на добавленную стоимость в счет будущих платежей по налогу на добавленную стоимость.

Извещением от 25.04.2007 N 1968 инспекция сообщила обществу о том, что ею приняты решения от 25.04.2007:

- N 2527 о зачете 519 341 рублей 7 копеек налога на добавленную стоимость в погашение задолженности по пеням по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет;

- N 2528 о зачете 55 130 рублей 51 копейки налога на добавленную стоимость в погашение задолженности по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- N 2529 о зачете 104 617 рублей 60 копеек налога на добавленную стоимость в погашение задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость;

- N 2530 о зачете 846 533 рублей 82 копеек налога на добавленную стоимость в погашение задолженности по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Общество оспорило указанные действия инспекции в Арбитражном суде Удмуртской Республики.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.11.2007 признаны незаконными действия инспекции по проведению зачета налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению из бюджета Российской Федерации, в счет уплаты пеней по единому социальному налогу в сумме 655 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной
инстанции общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив материалы арбитражного дела и доводы заявителя, пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Судами установлено, что инспекция произвела 25.04.2007 зачет налога на добавленную стоимость в погашение задолженности по пеням, начисленным за период с 25.04.2004 по 25.04.2007.

Не соглашаясь с действиями инспекции, общество указывает, что налог на добавленную стоимость зачтен в погашение задолженности по пеням, срок на взыскание которых во внесудебном порядке истек.

Суд первой инстанции, отклоняя довод общества, сослался на то, что в соответствии со статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) срок давности для взыскания пеней составляет три года, исчисляемый с момента образования недоимки.

Суд кассационной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, полагал, что установленный пунктом 3 статьи 46 Кодекса срок для взыскания пеней во внесудебном порядке следует исчислять с момента погашения задолженности по конкретному налогу. При этом он сослался на пункт 5 статьи 75 Кодекса, согласно которому пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно пунктам 3, 9 статьи 46 Кодекса (здесь и далее - в редакции, действовавшей до 01.01.2007) решение о принудительном взыскании сумм налога и пеней принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, пеней, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Решение о
взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - причитающихся к уплате сумм налога, пеней.

На основании пункта 7 статьи 46 Кодекса при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган мог взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Кодекса.

При этом статья 47 Кодекса в отличие от редакции, действующей с 01.01.2007, не устанавливала какого-либо другого срока, кроме срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

В статье 47 Кодекса, так же как и в статье 46 Кодекса, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.

Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Кодекса, применялся до 01.01.2007 ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 10353/05).

По смыслу пунктов 3, 9 статьи 46, статьи 47 Кодекса в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган
при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного налога.

Ссылка суда кассационной инстанции на пункт 5 статьи 75 Кодекса не опровергает изложенные выводы, поскольку очередность взыскания недоимки и пеней может быть обеспечена при соблюдении положений статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательства об исполнительном производстве.

Общество утверждает, что решение о взыскании пеней за счет иного имущества инспекция не принимала. Этот довод общества инспекция не опровергла. В материалах дела такие решения инспекции, а также судебные решения о взыскании с общества пеней отсутствуют.

Поскольку зачет налога на добавленную стоимость в погашение задолженности по уплате пеней за период с 25.04.2004 по 25.04.2007 был произведен инспекцией 25.04.2007, суду первой инстанции следовало проверить, принималось ли инспекцией (при отсутствии судебных решений о взыскании пеней) решение о взыскании пеней во внесудебном порядке с соблюдением срока и порядка, установленных пунктами 3, 7 статьи 46 Кодекса. Однако это сделано ими не было.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело следует передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на предмет пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

определила:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А71-5953/2007-А24 Арбитражного суда Удмуртской Республики для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.11.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от
11.03.2008 по указанному делу.

2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующих в деле.

3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре в порядке надзора до 01.10.2008.

Председательствующий

О.А.НАУМОВ

Судья

М.Г.ЗОРИНА

Судья

Г.Г.ПОЛЕТАЕВА