Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 28.08.2008 N 10796/08 по делу N А01-2207/06-1 В передаче дела по иску о признании права оперативного управления на нежилые помещения и о признании недействительным зарегистрированного за уполномоченным органом права оперативного управления на спорные нежилые помещения для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 августа 2008 г. N 10796/08

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б. и судей Дедова Д.И., Локтенко Н.И., рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (350012, г. Краснодар, ул. Лукьяненко, 111) о пересмотре в порядке надзора решения от 15.02.2008 по делу N А01-2207/06-1 Арбитражного суда Республики Адыгея и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.06.2008 по тому же делу,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Адыгея
(далее - управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление Россельхознадзора), Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Главного управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея о признании права оперативного управления на нежилые помещения, площадью 523,6 кв. м, расположенные в административном здании по адресу: г. Майкоп, ул. Гагарина, 52 (в дальнейшем в связи с изменением адрес здания: г. Майкоп, ул. Гагарина, 54), и о признании недействительным зарегистрированного за управлением Россельхознадзора права оперативного управления на спорные нежилые помещения.

Решением от 15.02.2008 Арбитражного суда Республики Адыгея, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.06.2008, заявленные требования удовлетворены.

Заявитель - управление Россельхознадзора просит отменить обжалуемые судебные акты, указывая на несоответствие выводов судов нормам законодательства и фактическим обстоятельствам. Заявитель считает, что право оперативного управления спорными нежилыми помещениями у истца в силу распоряжения Правительства Республики Адыгея от 05.07.1994 N 104-р не возникло, поскольку помещения были предоставлены во временное пользование, полномочный представитель собственника федерального имущества не принимал решения о закреплении за ним указанных помещений на праве оперативного управления. Заявитель полагает, что все здание было передано ему не только на баланс, но и в оперативное управление, что
подтверждено соответствующим решением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея от 17.02.2006 N 19, актом приема-передачи от 17.02.2006 и свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления.

В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, установленных статьей 304 Кодекса.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив судебные акты и приведенные заявителем доводы, пришла к заключению о том, что не имеется оснований, установленных статьей 304 Кодекса, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Как установлено судом, Распоряжением Правительства Республики Адыгея от 05.07.1994 N 104-р “О размещении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Адыгея“ принято решение о размещении аппарата Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Адыгея в здании, расположенном по указанному адресу, балансодержателем которого до 1996 года являлось Адыгейское лесоохотничье хозяйство “Элота“. Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.04.1996 N 136 спорное здание было передано на баланс Управлению охотничьего хозяйства при Кабинете Министров Республики Адыгея. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Адыгея продолжало занимать ранее предоставленные помещения в указанном здании. В последующем согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Адыгея от 06.05.1998 N 133-р “О размещении государственных учреждений в административном здании, расположенном по адресу: г. Майкоп, ул. Гагарина, 52“ занимаемые управлением Росприроднадзора помещения были предоставлены на условиях безвозмездного пользования. В 2004 году территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея предложило истцу
заключить на неопределенный срок договор безвозмездного пользования фактически занимаемыми нежилыми помещениями.

Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея от 17.02.2006 N 19 Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Адыгея в связи с его ликвидацией поручено передать имущество управлению Россельхознадзора. Здание передано на баланс Россельхознадзора, и внесено в реестр федерального имущества.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что управление Росприроднадзора непрерывно с июля 1994 года занимало и использовало в своей специальной деятельности спорные нежилые помещения. Действовавшим в тот период законодательством предусматривалось нахождение у государственного учреждения финансируемого за счет средств собственника, имущества на праве оперативного управления. Начиная с 8 декабря 1994 года (даты введения в действие главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации) ранее созданные государственные предприятия и по аналогии государственные учреждения в судебной арбитражной практике признаются обладателями соответствующих прав на недвижимое имущество, используемое в их специальной деятельности. Собственником имущества не принималось решение об изъятии спорных помещений у истца, и его право оперативного управления спорным имуществом в установленном порядке не прекращалось.

Кроме того, суд установил, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2004 N 754 “О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору“ при ликвидации Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Адыгея (балансодержателя здания) предусматривалось проведение соответствующими ведомствами инвентаризации имущества, высвобождаемого в связи с ликвидацией федеральных государственных учреждений. Во исполнение этого правового акта было издано распоряжение от 17.02.2006 N 19 территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея без проведения соответствующей инвентаризации недвижимого имущества и без
учета того, что часть нежилых помещений в здании используется Управлением Росприроднадзора на законном основании. Передача всего здания на баланс управлению Россельхознадзора не признана судом подтверждением передачи ему здания в оперативное управление.

Факт нахождения имущества на балансе одной организации не является основанием для признания балансодержателя единственным законным владельцем помещений, если они ранее были предоставлены другим организациям в установленном порядке.

Такое положение следует из разъяснения, содержащегося в пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“.

Анализ доводов заявителя показал, что, в данном случае, не имеется оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А01-2207/06-1 Арбитражного суда Республики Адыгея для пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов отказать.

Председательствующий судья

В.Б.КУЛИКОВА

Судья

Д.И.ДЕДОВ

Судья

Н.И.ЛОКТЕНКО