Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 13.08.2008 N 51-Г08-23 Об оставлении без изменения решения Алтайского краевого суда от 16.05.2008, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 статьи 1 Закона Алтайского края “О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае“ от 27.12.2007 N 156-ЗС.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 августа 2008 г. N 51-Г08-23

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.П. Меркулова

судей Л.А. Калининой и О.А. Ксенофонтовой

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению П. о признании недействующим пункта 3 статьи 1 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС “О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае“ по кассационной жалобе П. на решение Алтайского краевого суда от 16 мая 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., возражения представителей Администрации Алтайского края Щ. и С. на
кассационную жалобу, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

П. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 3 статьи 1 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС “О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае“, ссылаясь на то, что установленные правила замены натуральных мер социальной поддержки на ежемесячные денежные компенсации, которые предполагают оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов и последующее получение денежной компенсации, противоречат статье 8 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“, Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Правилам предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901.

Установленный федеральным законодательством порядок предоставления льгот, которым предусмотрено единственно возможная форма предоставления льготы по оплате инвалидами жилого помещения и коммунальных услуг - скидка (уменьшение размера оплаты), не может быть изменен законом субъекта Российской Федерации.

Решением Алтайского краевого суда от 16 мая 2008 года постановлено: в удовлетворении заявления П. о признании недействующим пункта 3 статьи 1 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС “О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае“ отказать.

П. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд неправильно применил
материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, а нормы статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.

Согласно статье 8 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“ до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований“ внесены изменения в Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, статья 28.1 которого устанавливает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия
по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

При этом установлено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В связи с чем, на основании статьи 5 Закона, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов предоставлено право, в том числе, принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 “О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг“ утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписано осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе, по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что в пределах вышеназванных полномочий Законодательным Собранием принят оспариваемый Закон, которым определены форма, порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения
и коммунальных услуг, установленных в том числе Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Кроме того, обязанность принятия соответствующих законов субъектов Российской Федерации предусмотрена Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ “О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“.

Судом проверялось соблюдение требований статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ, которой предусмотрено, что при изменении порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан в натуральной форме, не может быть уменьшен совокупный размер финансирования соответствующих льгот и выплат, а условия предоставления ухудшены.

Судом установлено, что финансирование соответствующих статей краевого бюджета увеличивается ежегодно, что непосредственно влияет на фактическое начисление компенсации заявителю в размере, предусмотренном частью 13 статьи 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Доводы кассационной жалобы о том, что в части замены натуральных мер социальной поддержки на ежемесячные денежные компенсации (что предполагает оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов и последующее получение денежной компенсации) пункт 3 статьи 1 Закона Алтайского края “О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае“ нарушает его права как инвалида 2 группы и противоречит федеральному законодательству, не опровергают выводов суда первой инстанции.

Суд проанализировал нормы правовых актов, на которые ссылается заявитель, и правильно сопоставил предмет регулирования, сферу действия оспариваемого акта и федерального законодательства.

Заявитель в числе нарушения равенства прав и свобод ссылается на то, что оспариваемый Закон, а также Правила определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском
крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 предусматривают в нарушение федерального законодательства оплату 100% стоимость коммунальных услуг с возмещением затрат (получение денежной компенсации) через месяц. В связи с эти сумма за потребленные услуги (в частности по электроэнергии и приобретению твердого топлива) возмещается без учета инфляционных процессов.

Согласно ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов“, предоставляются льготы по оплате тех коммунальных услуг, которые используются гражданами, оплачиваются ими и подтверждаются соответствующими платежными документами.

Заявитель в вышеуказанном порядке вносит плату за следующие коммунальные услуги: плата по электроснабжению, плата за отопление, и, следовательно, пользуется льготой по оплате за электроэнергию, льготой на твердое топливо (уголь, дрова).

Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 г. N 156-ЗС выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.

В соответствии с ч. 7 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 г. N 156-ЗС, пунктом 16 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126, размер компенсации определяется как сумма
денежных эквивалентов мер социальной поддержки (льгот) по каждой потребляемой гражданином жилищно-коммунальной услуге, определенных в размере 50 процентов оплаты, внесенной гражданином за месяц, предшествующий начислению компенсации. Денежные эквиваленты рассчитываются организациями-поставщиками услуг и передают суммы денежных эквивалентов органам социальной защиты населения в срок до 12 числа текущего месяца.

Следовательно, установленный порядок предоставления денежной компенсации прав заявителя не нарушает и не противоречит федеральному законодательству.

Необоснованность иных доводов, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, подтверждающих законность принятия оспариваемых положений закона.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Алтайского краевого суда от 16 мая 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу П. - без удовлетворения.