Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 24.07.2008 N 6870/08 по делу N А21-5063/2007 Дело по заявлению о признании незаконными действий уполномоченных органов, выразившихся в возврате ОАО из городского бюджета суммы излишне уплаченного земельного налога, передано для пересмотра судебных актов в порядке надзора, так как суд, прекращая производство по делу, не учел того, что данный спор имеет экономическую основу, по своему характеру является публично-правовым спором, возникшим из налоговых правоотношений.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 июля 2008 г. N 6870/08

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи - Наумова О.А., судей Зориной М.Г. и Муриной О.Л., рассмотрев в судебном заседании материалы дела N А21-5063/2007 Арбитражного суда Калининградской области по заявлению Администрации Советского городского округа Калининградской области об оспаривании действий Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Калининградской области и Управления Федерального казначейства по Калининградской области,

установила:

Администрация Советского городского округа Калининградской области (ул. Театральная, 3, город Советск, 238750) (далее - Администрация городского округа) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением
о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Калининградской области (ул. Гастелло, 7, город Советск, 238750) и Управления Федерального казначейства по Калининградской области (ул. Зоологическая, 27-а, Калининград, 236000), выразившихся в возврате за счет бюджета Советского городского округа открытому акционерному обществу “Советский целлюлозно-бумажный завод“ (далее - ОАО “Советский ЦБЗ“) 4 859 408 рублей 95 копеек земельного налога, излишне уплаченного за 2001 - 2004 годы, а также в проведении зачета излишне уплаченного земельного налога в сумме 1 885 735 рублей 08 копеек в счет погашения недоимки по другим налогам и пеням, подлежащим зачислению в городской бюджет.

В обоснование своей позиции Администрация городского округа указала на наличие у ОАО “Советский ЦБЗ“ задолженности по земельному налогу за 2005 год, в счет погашения которой следовало зачесть земельный налог, излишне уплаченный за 2001 - 2004 годы.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ОАО “Советский ЦБЗ“.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008, заявление удовлетворено частично.

Постановлением от 16.04.2008 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа решение суда первой инстанции от 29.10.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 отменил, производство по делу прекратил на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Администрация городского округа обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2008, указывая на то, что судебный акт не соответствует процессуальному законодательству.

Рассмотрев заявление и изучив материалы дела, судебная коллегия пришла
к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Прекращая производство по делу, суд кассационной инстанции исходил из того, что спор не вытекает из экономической деятельности и в связи с этим не подлежит рассмотрению арбитражным судом. Однако судом кассационной инстанции не учтено следующее.

Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, установленных названным Кодексом и иными федеральными законами, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела, в том числе с участием государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.

В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, органы местного самоуправления вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

Федеральным законом, предусматривающим возможность такого обращения, является Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьей 46 которого установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц.

Таким образом, частью 2 статьи 27, статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 46 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусмотрено право органов местного самоуправления на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов и указано на полномочия арбитражных судов по рассмотрению дел с их участием.

Рассматриваемый в
настоящем деле спор имеет экономическую основу, по своему характеру является публично-правовым спором, возникшим из налоговых правоотношений, поэтому подлежит разрешению в соответствии со статьями 27 и 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 138, статьей 142 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений, содержащихся в статье 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в статье 46 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Вывод суда кассационной инстанции о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду не соответствует названным нормам арбитражного процессуального права и судебной практике, сформированной Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2006 N 12747/05.

Таким образом, оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального и процессуального права, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

1. Передать дело N А21-5063/2007 Арбитражного суда Калининградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2008 по указанному делу.

2. Направить копии определения, заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора с приложенными к нему документами лицам, участвующими в деле.

3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре в порядке надзора до 25.08.2008.

Председательствующий

О.А.НАУМОВ

Судьи

М.Г.ЗОРИНА

О.Л.МУРИНА