Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 17.07.2008 N ГКПИ08-665 Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пункта 26 и частично пунктов 27, 29, 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 июля 2008 г. N ГКПИ08-665

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Бараненко А.Н.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.И.О. о признании недействующими пункта 26 и пунктов 27, 29, 30 в части слов “содержания общего имущества многоквартирного дома“ Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила). Постановление опубликовано в изданиях “Собрание
законодательства РФ“, 29.05.2006, N 22, ст. 2338, “Российская газета“, N 114, 31.05.2006.

Пунктом 26 Правил установлено, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг (пункт 27).

В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги (пункт 29).

В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (пункт 30).

Демидова А.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 26 и пунктов 27, 29, 30 Правил в части, предусматривающей учет коммунальных услуг, предназначенных для содержания общего имущества в многоквартирном доме, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ и п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, коммунальные услуги представляют собой подачу коммунального ресурса непосредственно в жилое помещение потребителя. Следовательно, при определении нормативов потребления коммунальных
услуг должны учитываться только коммунальные ресурсы, подаваемые в жилое помещение.

Демидова А.М. считает, что, оплачивая коммунальные услуги, она автоматически вынуждена оплачивать и расходы по содержанию общего имущества, что противоречит части 2 статьи 16 Закона РФ “О защите прав потребителей“, согласно которой запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

По мнению заявителя, расходы на содержание общего имущества не должны оплачиваться в порядке, который установлен ст. 157 Жилищного кодекса РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам по нормативам, утвержденным в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, а должны определяться расчетным путем и оплачиваться в соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса РФ.

В судебном заседании представитель заявителя Дудкин С.А. поддержал заявленные требования, дополнительно сослался на то, что заявитель, оплачивая, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, водоснабжение, холодное и горячее водоотведение, отопление и газоснабжение, находится в неравных условиях по сравнению с потребителями, которые имеют индивидуальные приборы учета, но не имеют общедомового прибора учета.

Министерство регионального развития Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации по поручению от 6 мая 2008 г., в своих возражениях указало на то, что Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ вправе было определить порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, оспариваемое Постановление соответствует требованиям закона, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения представителя заявителя Дудкина С.А., возражения представителя заинтересованного лица Екимовой Н.А., проанализировав оспариваемый нормативный правовой акт, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова
В.А., полагавшего в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ своим Постановлением от 23 мая 2006 г. N 306 определило порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В соответствии с данными Правилами норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).

Устанавливаемые в соответствии с данными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п. 3).

Доводы Демидовой А.М. о том, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, должны определяться расчетным путем и оплачиваться как расходы на содержание общего имущества, являются ошибочными.

В соответствии со
статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу частей 2, 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие правила установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 и регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и регулирует порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, “норматив потребления коммунальных услуг“ - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. К коммунальным ресурсам относится холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое
топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, плата за коммунальные услуги - это плата за количество потребленных коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии, которые не входят в состав общего имущества.

В связи с чем несостоятельным является довод заявителя о противоречии оспариваемой нормы части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку данная норма Федерального закона не регулирует вопросы оплаты коммунальных услуг.

Нельзя согласиться с доводом заявителя о противоречии оспариваемых положений части 2 статьи 16 Закона РФ “О защите прав потребителей“, т.к. ни о каких иных услугах, кроме коммунальных услуг, обязанность оплачивать которые установлена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, в оспариваемых нормах не говорится.

Вопрос расчета оплаты, а также формула оплаты не регулируется оспариваемым Постановлением Правительства РФ, поэтому доводы в отношении неравенства прав потребителя коммунальных услуг, связанного с наличием либо отсутствием приборов учета и соответствующими расчетами, не относятся к предмету исследования по данному делу и не могут быть приняты во внимание.

Оспариваемое положение прав заявителя не нарушает, поскольку единое регулирование вопросов коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах, не имеющих приборов учета на всей территории РФ, соответствует принципу равенства обязанностей граждан в жилищной сфере и принципам разумности и справедливости, установленным ст. 6 Гражданского кодекса РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 26 и пункты 27, 29, 30 Правил в указанной заявителем части не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, каких-либо правовых оснований для признания их незаконными не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав,
что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Ф.И.О. о признании недействующими пункта 26 и пунктов 27, 29, 30 в части слов “содержания общего имущества многоквартирного дома“ Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА