Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 N 678-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав положениями статьи 3 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ и статьи 7 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 июля 2008 г. N 678-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА Ф.И.О. br>
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“ И СТАТЬИ 7 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ,

СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ,

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ,

ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ,

УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,

И ИХ СЕМЕЙ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г.
Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ предварительное изучение жалобы гражданина Д.В. Васильева,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.В. Васильев оспаривает конституционность положений статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, предусматривающих возможность установления гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, одной пенсии по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральным законом (пункт 2), и определяющих круг лиц, которым предоставлено право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 3), а также статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, устанавливающей перечень лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с данным Законом.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, не предоставляющие лицам, являющимся инвалидами с детства, - в отличие от других нетрудоспособных членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, - право на одновременное получение двух пенсий (по случаю потери кормильца и социальной пенсии), необоснованно ограничивают право этих лиц на социальное обеспечение, противоречат конституционному принципу равноправия, иным принципам правового и социального государства и нарушают другие конституционные права инвалидов с детства, в частности право на неприкосновенность частной жизни и право частной собственности, что противоречит предписаниям
статей 1, 2, 7, 8, 17, 18, 19, 23, 35, 38, 39, 46, 55 и 59 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, Д.В. Васильев просит привести Федеральный закон “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ и Закон Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ в соответствие с Конституцией Российской Федерации, включив в состав членов семьи погибшего военнослужащего, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, детей погибшего военнослужащего, являющихся инвалидами с детства.

Как следует из представленных материалов, Д.В. Васильев, родившийся 11 мая 1983 года, является сыном Героя Российской Федерации, погибшего при участии в боевых действиях в Чеченской Республике, и с 1 января 2000 года по настоящее время получает пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“. После того, как в 2001 году он был признан инвалидом с детства, Д.В. Васильев обратился в Военный комиссариат города Москвы за назначением дополнительно к пенсии по случаю потери кормильца социальной пенсии, в чем ему было отказано как лицу, не относящемуся к имеющим право на одновременное получение двух пенсий в соответствии со статьей 7 названного Закона Российской Федерации и пунктом 3 статьи 3 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“.

2. Конституция Российской Федерации,
в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в силу которого лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (статья 7 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, пункт 2 статьи 3 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, а также пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“).

Исключения из этого правила предусмотрены пунктом 3 статьи 3 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, а также частями второй и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, в которых определены категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.

Положения статьи 3 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, устанавливающие право отдельных категорий граждан на одновременное
получение двух пенсий, не регулируют отношения по пенсионному обеспечению членов семей лиц, проходивших военную службу. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона эти отношения регламентируются Законом Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, статья 7 которого не относит являющихся инвалидами с детства детей погибших военнослужащих к лицам, имеющим право на одновременное получение двух пенсий.

Закрепление данного права, как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования, является льготой, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому определение круга лиц, имеющих на нее право, и условий ее предоставления - прерогатива законодателя. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, предоставляющего возможность одновременного получения двух пенсий, само по себе не затрагивает права лиц, не отнесенных законодателем к числу граждан, пользующихся такой льготой, и потому не может расцениваться как нарушение положений Конституции Российской Федерации о социальном характере Российского государства, в обязанности которого входит признание, соблюдение и защита прав и свобод человека как высшей ценности, в том числе в социальной сфере (определения от 11 мая 2006 года N 187-О и от 15 ноября 2007 года N 774-О-О).

Таким образом, положения статьи 3 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ права заявителя не затрагивают, в связи с чем его жалоба в этой части не отвечает критерию допустимости. Разрешение же вопроса о расширении за счет категории инвалидов с детства, являющихся членами
семьи погибшего военнослужащего, круга лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. поскольку в части, касающейся оспаривания конституционности положений статьи 3 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, а в части, касающейся оспаривания конституционности положений статьи 7 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ