Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 28.05.2008 N 7089/08 по делу N А55-15380/2006 В передаче дела по иску о взыскании расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату электроэнергии, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 мая 2008 г. N 7089/08

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Самарской области (ул. Ново-Садовая, д. 24а, г. Самара, 443110) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2007 по делу N А55-15380/2006, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2008 по тому же делу по иску открытого акционерного общества “Самараэнерго“
к городскому округу “Чапаевск“ в лице администрации городского округа и финансового управления, Самарской области в лице Правительства и Министерства управления финансами Самарской области, Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства Минфина России по Самарской области о взыскании 2668982 рублей 24 копеек расходов, связанных с предоставлением гражданам в 2003 году субсидий на оплату электроэнергии в соответствии с Федеральным законом “О государственной социальной помощи“.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУ “Управление социальной защиты населения “ г. Чапаевска.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 07.09.2007, подтвержденным судом апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены частично: за счет средств казны Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации взыскано 2224151 рубль 87 копеек расходов, в остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано. Свое решение суд мотивировал недостаточным финансированием расходов на реализацию льгот, предусмотренных Федеральным законом “О государственной социальной помощи“.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 06.03.2008 решение и постановление апелляционной инстанции изменил в части взыскания расходов с казны Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, указав на взыскание с казны Российской Федерации в лице Минфина России. В остальной части судебные акты оставил без изменения.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России, суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней;
Федеральными законами “О федеральном бюджете на 2003 год“, “О государственной социальной помощи“, Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 предусмотрено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации, от имени которой на основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации выступает соответствующий финансовый орган, в данном случае, - Минфин России.

Довод Минфина России о выполнении им своих обязательств в полном объеме подлежит отклонению. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Доводы заявителя о неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела (истцом не доказано наличие и размер понесенных расходов; в материалах дела
отсутствуют списки граждан, имеющих право на льготы), направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию надзорной инстанции.

Довод Минфина России о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям, заявленным с января по август 2003 года, был предметом рассмотрения судами и отклонен со ссылкой на статью 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А55-15380/2006 Арбитражного суда Самарской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 07.09.2007, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2008 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

И.М.МАРАМЫШКИНА

Судьи

М.В.ПРОНИНА