Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2008 N 56-Г08-5 Об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 12.02.2008, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации Приморского края от 14.08.2007 N 227-па “Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в собственности и в ведении Приморского края земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 мая 2008 г. N 56-Г08-5

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Б. Хаменкова

судей Л.В. Борисовой и В.П. Меркулова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Приморского края о признании недействующим постановления администрации Приморского края от 14.08.2007 N 227-па “Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в собственности и в ведении Приморского края земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков“ по кассационному представлению прокурора Приморского края на решение Приморского краевого суда от 12 февраля 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., возражения представителей администрации
Приморского края М. и СГУ “Фонд имущества Приморского края“ С. на кассационное представление прокурора, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим и недействующим постановления администрации Приморского края от 14.08.2007 N 227-па “Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в собственности и в ведении Приморского края земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков“, ссылаясь на то, что оно противоречит ч. 2 ст. 447 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 38 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Подпунктом “б“ пункта 2 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 “Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков“ предусмотрено, что организатором торгов выступает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, или специализированная организация, действующая на основании договора с ними.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ данный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных или муниципальных нужд.

В силу ч. 1 ст. 10 указанного Закона размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Оспариваемое постановление администрации Приморского края, по мнению прокурора, противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку определяет организатора торгов без размещения государственного заказа.

Решением Приморского краевого суда от 12 февраля 2008 года постановлено: отказать прокурору Приморского края в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону и недействующим постановления администрации Приморского края от 14.08.2007 N 227-па “Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в собственности и в ведении Приморского края земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков“.

В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.

Согласно пункту 1 постановления N 227-па “Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в собственности и в ведении Приморского края земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков“ при продаже находящихся в собственности и в ведении Приморского края земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков организатором торгов является специализированное государственное учреждение “Фонд имущества Приморского края“. Пунктом 2 постановления определены его функции.

Правомочия Фонда на продажу земельных участков, а также право на заключение договоров аренды таких земельных участков,
то есть на выполнение уставных функций по продаже государственного имущества Приморского края, закреплены в положении о фонде, утвержденном постановлением губернатора Приморского края от 6 декабря 2004 года N 393 “Об утверждении положения о специализированном государственном учреждении “Фонд имущества Приморского края“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 6.2 в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации“ отсутствует.

В силу статьи 26.11 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации“ от 06.10.1999 N 184-ФЗ в целях осуществления полномочий, указанных в статье 6.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут создавать государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации.

Статьей 26.2 данного Федерального закона установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской федерации осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, является правильным вывод суда о том, что Фонд имущества входит в общую систему органов государственной власти, как государственное учреждение, задачами которого является не только продажа имущества, но и получение, и перечисление выручки от продажи имущества в соответствии с доходами, учтенными в краевом бюджете Приморского края. Фонд выступает не в своих коммерческих интересах как юридического лица, а от имени и в интересах Приморского края, являющегося собственником того имущества, продажа которого зафиксирована в положении о Фонде, как основной вид деятельности Фонда.

Решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требования является законным и обоснованным.

Доводы, изложенные в кассационном представлении, не
опровергают выводов суда.

Так, доводы о том, что право на проведении конкурсного отбора специализированной организации, способной оказывать услуги организатора торгов и заключении с ней договора, принадлежит Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края как исполнительному органу государственной власти, нельзя признать обоснованными.

Анализ норм Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 года N 1535 (пункт 4.4), свидетельствует о том, что органам государственной власти (органам местного самоуправления) было рекомендовано уполномочить соответствующие фонды имущества (а при их отсутствии комитеты по управлению имуществом или иные органы) на осуществление продажи земельных участков. Этими же нормами устанавливалось, что продавцом земельного участка, занятого приватизированным государственным (муниципальным) предприятием, является фонд имущества, осуществивший продажу указанного предприятия.

Таким образом, оказание услуг организатора торгов специализированной организацией на основании договора и осуществление Фондом имущества Приморского края функций по организации торгов, для которого продажа государственного имущества и организация торгов этого имущества является видом деятельности с момента создания Фонда, имеют различное правовое регулирование.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2002 года N 808 “Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков“ при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков организатором торгов является Российский Фонд федерального имущества (его отделения), то есть определено государственное учреждение с такими
же функциями, как у Фонда имущества Приморского края.

Согласно пункту 5 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков при продаже находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков функции организатора торгов определяются соответственно полномочным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в данном случае администрацией Приморского края.

Фонд имущества Приморского края является представителем собственника Приморского края, официальным продавцом по продаже государственного имущества Приморского края, полномочия которого закреплены положением о фонде и не является той коммерческой организацией, о которой идет речь в нормативных актах, на которые ссылается прокурор.

Администрация Приморского края, распоряжаясь государственным имуществом Приморского края, специально для этих целей учредила государственное учреждение Фонд имущества Приморского края и наделила его функциями некоммерческого характера по организации торгов и осуществления продаж государственного имущества, в том числе земельных участков.

В связи с этим собственник имущества не всегда нуждается в услугах специализированной организации организатора торгов, а действующее законодательство условий для обязательного размещения государственного заказа на оказание услуг организатора торгов земельных участков не содержит.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Приморского краевого суда от 12 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Приморского края - без удовлетворения.