Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.11.2008 по делу N А19-18374/07-28 В удовлетворении требований о признании незаконными решений налогового органа о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, отказано, поскольку оспариваемые решения приняты без каких-либо нарушений ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 ноября 2008 г. по делу N А19-18374/07-28

Резолютивная часть решения объявлена 18.11.2008. Полный текст решения изготовлен 24.11.2008.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Куклиной Л.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Ф.И.О. br>
о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска: от 18.10.2004 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 2043801549955, N 2043801552122; от 18.10.2004 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 2043801549966; от 10.11.2004 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 2043801542200

третьи лица: Общество
с ограниченной ответственностью “Техцентр “ПЛАНЕТА-АВТО“, Якубов Александр Альфредович

при участии в заседании:

заявителя: не явился

налогового органа: Макаровой Н.С. - представителя по доверенности

Коротаевой В.Н. - представителя по доверенности

третьего лица: Якубова А.А.

третьего лица - ООО “Техцентр “ПЛАНЕТА-АВТО“: Макиной О.А., Изосимовой О.В. - представителей по доверенности

установил:

Дремлюга Евгений Александрович (далее заявитель) обратился с требованием о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (далее налоговый орган) о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записей от 18.10.2004 и от 10.11.2004 за государственными регистрационными номерами: 2043801549955; 2043801552122; 2043801549966; 2043801542200.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. 13.02.2008 Дремлюга Е.А. заявленные требования уточнил, просил признать незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска:

- от 18.10.2004 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2043801549955 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица;

- от 18.10.2004 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2043801549966 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

- от 10.11.2004 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2043801542200 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

- обязании налогового органа исключить данные записи из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска в судебном заседании требования не признали, указав, что оспариваемые решения являются законными.

Третьи лица Якубов Александр Альфредович, а также представители третьего
лица Общества с ограниченной ответственностью “Техцентр “ПЛАНЕТА-АВТО“ в судебном заседании заявленные требования не признали.

Дело, в соответствии со ст. ст. 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в отсутствие заявителя, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, выслушав представителей налогового органа и третьих лиц, суд установил следующее.

На основании поданных 14.10.2004, 05.11.2004 в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска заявлений о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО “Техцентр “ПЛАНЕТА-АВТО“ и о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, с приложением необходимых документов, налоговым органом были приняты решения:

- от 18.10.2004 N 5014 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2043801549955 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица;

- от 18.10.2004 N 5013а о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2043801549966 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно о внесении изменений в сведения об учредителях (участниках) юридического лица - физических лиц внесенных в ЕГРЮЛ;

- от 10.11.2004 N 5281 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2043801542200 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно о внесении изменений в сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени ООО “Техцентр “ПЛАНЕТА-АВТО“.

Заявитель, полагая, что указанными решениями налогового органа нарушены его права и законные интересы,
обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании ч. 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными решений налогового органа, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов
заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 9 Закона N 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, где под уполномоченным лицом юридического лица понимается, в том числе, руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Статьей 17 Закона N 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Право требования представления иных документов и право проведения юридической оценки представленных для регистрации документов,
а также проверки достоверности указанных сведений налоговому органу названным Законом не предоставлено.

В силу подпунктов “а“ и “б“ статьи 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не предусмотрено.

Судом установлено, что представленный для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “Техцентр “ПЛАНЕТА-АВТО“ и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, пакет документов соответствовал требованиям статьи 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, в связи с чем у ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО “Техцентр “ПЛАНЕТА-АВТО“ и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица.

Таким образом, суд считает, что ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска каких-либо нарушений Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ при вынесении оспариваемых решений о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, не допущено.

Обращаясь с заявленными требованиями в
Арбитражный суд Иркутской области, Дремлюга Евгений Александрович указал на нарушение налоговым органом при вынесении оспариваемых решений требований Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, а также его прав и законных интересов как единственного участника ООО “Техцентр “ПЛАНЕТА-АВТО“.

В обоснование своих доводов указал, что он не подписывал заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица от 14.10.2004 и не представлял в налоговый орган подписанное от имени Дремлюги Е.А. заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица от 14.10.2004, на основании которого принято оспариваемое решение N 5014 от 18.10.2004 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и внесена запись за государственным регистрационным номером 2043801549955.

Также указал, что никогда не принимал решения об отчуждении принадлежащей ему 100% доли в уставном капитале ООО “Техцентр “ПЛАНЕТА-АВТО“ и решение N 1 единственного участника ООО “Техцентр “ПЛАНЕТА-АВТО“ от 14.10.2004 о передаче Ф.И.О. 100% доли уставного капитала общества не подписывал. До настоящего времени единственным участником общества является Дремлюга Е.А., а поэтому, принятые налоговым органом на основании заявлений, подписанных Якубовым А.А., решения N 5013а от 18.10.2004 и N 5281 от 10.11.2004 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, незаконны.

В связи с чем, Ф.И.О. заявлено о фальсификации доказательств, а именно заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица от 14.10.2004 и решения N 1 единственного участника ООО “Техцентр “ПЛАНЕТА-АВТО“ от 14.10.2004 о передаче Ф.И.О. 100% доли уставного капитала.

Судом назначена почерковедческая экспертиза с целью
установления факта подписи на указанных документах, а именно: выполнена ли подпись на заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, от 14.10.2004 от имени Дремлюги Е.А. самим Ф.И.О. или иным лицом и выполнена ли подпись на решении N 1 единственного участника Общества с ограниченной ответственностью “Техцентр “ПЛАНЕТА-АВТО“ от имени Дремлюги Е.А. самим Ф.И.О. или иным лицом.

Согласно полученному заключению эксперта N 480-01 от 18.09.2008 Иркутской лаборатории судебной экспертизы подпись от имени Дремлюги, расположенная в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, от 14.10.2004 на нижней части второго листа в строке “Заявитель“ выполнена самим Ф.И.О.

Подпись от имени Дремлюги в решении N 1 единственного участника ООО “Техцентр “ПЛАНЕТА-АВТО“ от 14.10.2004 в строке “Участник“ выполнена, вероятно самим Ф.И.О.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Представленное заявителем почерковедческое экспертное исследование N 127/08 от 04.05.2008 Центра независимой экспертизы Иркутской области “Сиб-Эксперт“, согласно которому подписи в вышеуказанных документах выполнены не Дремлюга Е.А., а каким-то другим лицом, суд не может принять во внимание и считает недопустимым доказательством по делу, поскольку данное экспертное заключение N 127/08 получено заявителем вне рамок данного процесса, в рамках договора между заявителем и экспертным учреждением, а эксперт при проведении экспертизы не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

При имеющихся обстоятельствах, суд находит, что заявителем не представлено доказательств того, что им не принималось решение N 1 единственного участника ООО “Техцентр “ПЛАНЕТА-АВТО“ от
14.10.2004 о передаче Ф.И.О. 100% доли уставного капитала и не подавалось в налоговый орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица от 14.10.2004.

А поэтому суд считает, что оспариваемые решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска приняты без каких-либо нарушений Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, суд пришел к выводу, что требования о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 18.10.2004 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2043801549955 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; от 18.10.2004 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2043801549966 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; от 10.11.2004 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2043801542200 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст.
167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований Ф.И.О. о *** незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 18.10.2004 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2043801549955 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; от 18.10.2004 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2043801549966 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; от 10.11.2004 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2043801542200 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; обязании налогового органа исключить данные записи из Единого государственного реестра юридических лиц, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Л.А.КУКЛИНА