Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N КАС08-91 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 21.01.2008 N ГКПИ07-1475 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 17.08.2007 N 523 “Об условиях оплаты труда работников специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 апреля 2008 г. N КАС08-91

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.

членов коллегии: Хомчика В.В.

Горшкова В.В.

с участием прокурора: Федотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года N 523 “Об условиях оплаты труда работников специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“

по кассационной жалобе С. на решение Верховного Суда РФ от 21 января 2008 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Правительства
РФ В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года N 523 “Об условиях оплаты труда работников специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“ (далее - Фонд) определены условия оплаты работников Фонда.

С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим данного Постановления Правительства Российской Федерации, ссылаясь на то, что этим Постановлением размер заработной платы работников Российского фонда федерального имущества снижен в зависимости от занимаемой должности в 2 - 4 раза, ее ежемесячная заработная плата 51300 рублей уменьшается с 1 декабря 2007 г. до 22575 рублей.

При этом заявительница указала, что в силу статьи 74 Трудового кодекса РФ уменьшение работодателем в одностороннем порядке заработной платы допускается только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, таких изменений условий труда не произошло, функциональные обязанности работников Фонда сохранились, их объем увеличился, оспариваемое Постановление противоречит также другим нормам Трудового кодекса РФ, устанавливающим основные государственные гарантии по оплате труда работников (статья 130), предусматривающим обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы (статья 134), и нарушает ее право, определенное статьей 72 этого Кодекса.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2008 года в удовлетворении заявленного С. требования отказано.

В кассационной жалобе С. ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его вынесенным при неправильном применении норм материального права, в частности, без учета положений статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для
ее удовлетворения.

Российский фонд федерального имущества - федеральное государственное учреждение, учредителем которого является Правительство Российской Федерации, имущество Фонда закреплено за ним на праве оперативного управления и находится в федеральной собственности (пункты 1, 21 Устава Фонда).

Председатель Фонда, действуя от его имени, назначает на должность и освобождает от должности руководителей филиалов и работников Фонда (пункт 19 Устава Фонда). Следовательно, работодателем по трудовым договорам, заключенным с руководителями филиалов и работниками Фонда, является Фонд.

Судом первой инстанции проверялся довод заявительницы о том, что работодателем в одностороннем порядке были изменены условия оплаты труда, повлекшие уменьшение размера заработной платы работников Фонда, при отсутствии для этого причин, указанных в статье 74 Трудового кодекса РФ, и правильно был признан необоснованным по следующим обстоятельствам.

В судебном заседании суда первой инстанции, а также на заседании Кассационной коллегии представитель Правительства РФ пояснила, что новые условия оплаты труда работников Российского фонда федерального имущества были разработаны и утверждены в связи с изменением законодательства, поскольку собственником (Российской Федерацией), создавшим данное государственное учреждение для осуществления функций некоммерческого характера, был изменен порядок финансирования этого учреждения и определены иные условия оплаты труда его работников.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

На основании статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ и пункта 23 Устава Фонда (в прежней редакции) финансирование Фонда осуществлялось за счет отчислений от стоимости реализованного имущества, то есть непосредственно зависело от результатов деятельности государственного учреждения. Смета расходов Фонда и его отделений согласно пункту 19 Устава Фонда утверждалась
его Председателем, который в пределах своей компетенции принимал соответствующие Положения о порядке и условиях оплаты и стимулирования труда работников Фонда.

Федеральными законами о федеральных бюджетах от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ и от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ действие этой статьи приостанавливалось, соответственно, на 2006 г. и на 2007 г., предусматривалось финансирование деятельности Фонда из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 782 были внесены изменения в Устав Фонда, обусловленные изменением порядка финансирования деятельности этого государственного учреждения, исключено право Председателя Фонда утверждать смету расходов. Пунктом 8 названного Постановления было поручено Минэкономразвития России, Минфину России и Минздравсоцразвития России представить предложения, касающиеся условий оплаты труда работников Фонда.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“ статья 33 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ была признана утратившей силу.

Согласно статьям 1 и 3 Федерального закона от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ “Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений“ тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений и межразрядные тарифные коэффициенты, на основе которых осуществляется оплата труда указанных работников, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4.1 названного Федерального закона по решению Правительства Российской Федерации для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система труда, отличная от Единой тарифной сетки.

Анализ вышеприведенных норм Закона позволяет сделать вывод, что Правительство Российской Федерации,
действуя в пределах своей компетенции, Постановлением от 17 августа 2007 г. N 523 определило условия оплаты труда работников Фонда, в целях упорядочения условий оплаты их труда с учетом изменения источника финансирования и, соответственно, порядка финансового обеспечения деятельности Фонда.

В связи с изложенным ссылка заявительницы на нарушение норм трудового законодательства, в частности, на ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей порядок изменения условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий договора, представляется несостоятельной, поскольку данная норма Закона регулирует иные правоотношения, не связанные с рассматриваемым вопросом.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии:

В.В.ХОМЧИК

В.В.ГОРШКОВ