Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2008 N 80-о08-3 При представлении в суд ходатайства о продлении срока содержания под стражей обвиняемому не были соблюдены положения части 8 статьи 109 УПК Российской Федерации, предписывающей представлять в суд ходатайство о продлении срока содержания под стражей не позднее чем за 7 суток до его истечения.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 февраля 2008 г. N 80-о08-3

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Шурыгина А.П.

судей Микрюкова В.В., Каменева Н.Д.

рассмотрела в судебном заседании от 13 февраля 2008 года кассационное представление государственного обвинителя Полянского В.С. на частное постановление Ульяновского областного суда от 19 декабря 2007 года, которым обращено внимание руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области при рассмотрении постановление заместителя руководителя отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области К. о возбуждении перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей Щ.

Заслушав доклад
судьи Микрюкова В.В., заключение прокурора Хомутовского В.Ф., полагавшего необходимым частное постановление суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Постановлением Ульяновского областного суда от 19 декабря 2007 года срок содержания под стражей продлен Щ. на один месяц 22 суток, а всего до 13 месяцев 22 суток, то есть до 11 февраля 2008 года включительно.

Вместе с постановлением было вынесено частное постановление в адрес руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области, в котором указано, что ходатайство о продлении срока содержания под стражей обвиняемому Щ. было представлено в суд 18 декабря 2007 года за 2 суток до истечения срока содержания данного обвиняемого под стражей, чем были нарушены положения части 8 статьи 109 УПК Российской Федерации, предписывающей представлять в суд ходатайство о продлении срока содержания под стражей не позднее чем за 7 суток до его истечения.

В кассационном представлении государственный обвинитель просит частное постановление отменить. В обоснование своих доводов государственный обвинитель указывают, что представление в суд ходатайства о продлении срока содержания под стражей было осуществлено в порядке установленном ч. 3 ст. 108 УПК РФ, согласно которой ходатайство и материалы к нему представляются в суд не позднее 8 часов до истечения срока содержания обвиняемого под стражей. Ходатайство в отношении Щ. поступили в Ульяновский областной суд за 2 суток до истечения срока содержания данного обвиняемого под стражей. По мнению прокурора содержащаяся в частном постановлении ссылка на необходимость соблюдения следователем семидневного срока, установленного ч. 8 ст. 109 УПК РФ, является несостоятельной, так как данная норма закона регулирует процедуру возбуждения перед судом ходатайства о продлении сроков содержания обвиняемых
под стражей свыше 18 месяцев, когда предельные процессуальные сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 109 УПК РФ заканчиваются в период ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела.

Проверив материал и обсудив доводы представления, судебная коллегия считает, кассационное представление следует оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

Выводы суда, изложенные в частном постановлении, соответствуют требованиям ч. 3 и ч. 8 ст. 109 УК РФ, а потому не имеется оснований для отмены частного постановления.

По мнению прокурора положения, закрепленные в ч. 8 ст. 109 УПК, распространяются только на процедуру возбуждения перед судом ходатайства о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей свыше 18 месяцев, когда предельные процессуальные сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 109 УПК РФ заканчиваются в период ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела. Также прокурор, не соглашаясь с решением суда, принял во внимание только положения ч. 3 ст. 108 УПК РФ, на которые имеется ссылка в ч. 2 ст. 109 УПК РФ.

Данная позиция представления является ошибочной и противоречит части восьмой ст. 109 УПК РФ во взаимосвязи с иными положениями данной статьи и с положениями ч. 2, ч. 4, ч. 8, ч. 11 ст. 108 УПК РФ на которые имеется ссылка в ст. 109 УПК РФ.

По смыслу и структуре ст. 109 УПК РФ части 2 и 3 регулируют предельные сроки продления содержания под стражей; ограничения по категориям преступлений; должностных лиц уполномоченных обращаться с ходатайством о продлении срока содержания под стражей и судьи каких уровней должны принимать решения о продлении срока содержания под стражей и должностных лиц, дающих на это согласие; а часть 8 регулирует сроки подачи в суд ходатайства
о продлении срока содержания под стражей, сроки и порядок рассмотрения ходатайства судьей и какие он должен принимать решения.

Часть 3 ст. 108 УПК РФ, на которую ссылается прокурор, указывает, какие требования должны предъявляться к ходатайству, возбуждаемому следователем и дознавателем, где в частности указано: “В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства“.

В соответствии с ч. 8 ст. 109 УПК РФ судья не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства принимает решения в порядке, предусмотренном частями четвертой, восьмой и одиннадцатой статьи 108 УПК РФ, в которых предусмотрена процедура рассмотрения ходатайства судьей, дальнейшее движение постановления судьи и порядок обжалования в кассационной и надзорной инстанциях. Это свидетельствует о том, что данные положения закона должны выполняться при каждом продлении срока содержания под стражей: свыше 2-х месяцев, 6 месяцев, 12 месяцев и вплоть до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд.

Таким образом, по смыслу части 8 ст. 109 УПК РФ во взаимосвязи с иными положениями данной статьи, ходатайство о продлении срока содержания под стражей должно быть представлено в суд не позднее чем за 7 суток до его истечения.

При таких обстоятельствах следует согласиться с судом, что при представлении в суд ходатайства о продлении срока содержания под стражей обвиняемому Щ. не были соблюдены положения части 8 статьи 109 УПК Российской Федерации, предписывающей представлять в суд ходатайство о продлении срока содержания
под стражей не позднее чем за 7 суток до его истечения.

Частное постановление соответствует требованиям ст. 29 п. 4 УПК РФ.

С учетом изложенного доводы кассационного представления удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 377, 29 п. 4 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Частное постановление Ульяновского областного суда от 19 декабря 2007 года, которым обращено внимание руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области, оставить без изменения, а кассационное представление без удовлетворения.