Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 11.02.2008 N 1312/08 по делу N А56-23108/05 В передаче дела по иску о взыскании расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте, для пересмотра в порядке надзора отказано, так как суды правомерно удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 февраля 2008 г. N 1312/08

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу (ул. Котовского, 1/10, Санкт-Петербург, 197101) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2007 по делу N А56-23108/05, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.11.2007 по тому же делу по иску открытого акционерного общества
“Российские железные дороги“ к городу Санкт-Петербургу в лице Комитета финансов Санкт-Петербурга, Российской Федерации в лице Минфина России, Комитету по труду и социальной защите населения правительства Санкт-Петербурга о взыскании 9467 рублей 70 копеек расходов, связанных с предоставлением в январе, апреле - июле 2004 года гражданам льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральным законом “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 28.04.2007, подтвержденным судом апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены частично: с Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 8023 рубля 47 копеек расходов, в остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано. Свое решение суд мотивировал тем, что из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств для компенсации истцу понесенных затрат.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 26.11.2007 решение и постановление суда апелляционной инстанции изменил, изложив абзац первый резолютивной части решения в следующей редакции: “Взыскать с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации 8023 рубля 47 копеек расходов, а также 500 рублей расходов по государственной пошлине“.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права. По мнению заявителя, истцом не представлены данные о фактических расходах, понесенных в связи с перевозкой граждан в спорный период.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено.

Из представленных материалов следует, что истец в январе, апреле - июле 2004 года предоставил отдельным категориям граждан льготы по проезду на железнодорожном транспорте на основании
Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суды учитывали, что на истца как на коммерческую организацию не возложено бремя по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.

Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Государство не отменяло и не приостанавливало действие Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

По мнению Минфина России, возмещение расходов в связи с предоставлением льгот гр. Волкову В.В. должно производиться за счет средств Минобороны России как пенсионеру названного министерства. Между тем ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования (пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных
органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от оплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“).

Поскольку Минфином России обжаловались судебные акты о взыскании с него как ответчика в пользу ОАО “Российские железные дороги“ убытков в виде недополученной истцом компенсации расходов по предоставлению льгот по перевозке железнодорожным транспортом граждан, подпадающих под действие Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, то основания для освобождения Минфина России от уплаты государственной пошлины отсутствуют.

Доводы заявителя о недоказанности истцом факта и размера причиненных ему убытков противоречат материалам дела и направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию надзорной инстанции.

При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А56-23108/05 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для пересмотра
в порядке надзора решения суда первой инстанции от 28.04.2007, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.11.2007 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА