Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.03.2009 по делу N А61-1696/08-4 В удовлетворении заявления о признании незаконным и не подлежащим применению распоряжения отказано, поскольку оспариваемое распоряжение не содержит указаний на изъятие имущества и закрепление его за другим лицом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2009 г. по делу N А61-1696/08-4

Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2009.

Постановление изготовлено в полном объеме 26.03.2009.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Афониной Е.И. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от заявителя - Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования - Кусовой А.Г. (доверенность от 01.01.2009), от заинтересованного лица: Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания - Пряхиной А.В. (доверенность от 25.02.2009), в отсутствие Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Северная Осетия - Алания, третьего лица - государственного унитарного предприятия “Аланиятехинвентаризация“, надлежащим образом извещенных о времени и месте
судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.11.2008 (судья Акимцева С.А.) по делу N А61-1696/08-4, установил следующее.

Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования (далее - институт) обратился в суд с заявлением к Министерству имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство) и Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - УФРС) о признании незаконными и неподлежащими применению распоряжения министерства от 08.11.2007 N 472 и акт инвентаризации имущества казны Республики Северная Осетия - Алания от 10.11.2007 (согласно определению Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.11.2008 по делу N А61-1168/2008-4 о выделении указанных требований в отдельное производство).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУП “Аланиятехинвентаризация“.

Решением от 19.11.2008 в удовлетворении требований о признании незаконным и не подлежащим применению распоряжения министерства от 08.11.2007 N 472 отказано, в связи с пропуском заявителем трехмесячного срока подачи заявления, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В части требований о признании недействительным акта инвентаризации производство по делу прекращено. Суд указал, что данный акт не является актом государственного органа, который порождает гражданские права и обязанности для сторон, он не нарушает права и интересы института, поэтому в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может быть обжалован.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В кассационной жалобе институт просит отменить решение, направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что при рассмотрении спора суд неправомерно
применил трехмесячный срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оспаривание распоряжения от 08.11.2007 N 472 и акта инвентаризации направлено на защиту нарушенного вещного права института. Требование заявителя вытекает из гражданско-правовых отношений сторон, поэтому к нему применим общий трехлетний срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд неправомерно прекратил производство по делу в части требований о признании недействительным акта инвентаризации от 10.11.2007, не учел, что данный акт также явился основанием государственной регистрации права республиканской собственности на спорный объект недвижимости. Суд не привлек к участию в деле администрацию МО г. Владикавказ, поскольку расположенный под спорным объектом недвижимости земельный участок находится в муниципальной собственности.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы, представитель министерства, ссылаясь на законность и обоснованность решения, просил оставить его без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 08.11.2007 министерство издало распоряжение N 472 “Об имуществе казны Республики Северная Осетия - Алания“. В пункте 1 указанного распоряжения предписано считать недвижимое имущество (литер В) площадью 48,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Ленина/Кирова, 71/76, имуществом казны Республики Северная Осетия - Алания.

Согласно акту инвентаризации имущества казны Республики Северная Осетия - Алания от 10.11.2007 проведена инвентаризация имущества: нежилого здания (литер В), общей площадью 48,1 кв. м, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ленина/Кирова, 71/76, как объекта республиканской собственности.

Институт, указывая, что распоряжение от 08.11.2007 N 472 и акт инвентаризации имущества от 10.11.2007, повлекшие
государственную регистрацию права республиканской собственности на нежилое здание (литер В), площадью 48,1 кв. м, находящееся по адресу: г. Владикавказ, ул. Ленина/Кирова, 71/76, повлекли нарушения его прав и интересов как титульного владельца расположенного под указанным объектом недвижимости земельного участка. Указанные обстоятельства явились основанием заявленных требований.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Из материалов дела следует, что институт оспаривает распоряжение министерства о включении объекта недвижимости литер В площадью 48,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. Ленина/Кирова N
71/76 в состав имущества казны Республики Северная Осетия - Алания. В обоснование своего заявления институт ссылается на наличие у него права оперативного управления на принадлежащее имущество, в том числе на спорный объект недвижимости.

Суд правомерно не принял во внимание указанный довод, поскольку наличие у Республики Северная Осетия - Алания права собственности на спорный объект недвижимости не может нарушать прав института, так как право оперативного управления является производным от права собственности.

Кроме того, поскольку оспариваемое распоряжение не содержит указаний на изъятие имущества и закрепление его за другим лицом, оно не нарушает права института.

При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Довод института о возникновении угрозы утраты земельного участка, предоставленного институту в постоянное бессрочное пользование и занятого спорным объектом недвижимости, не может быть принят во внимание, поскольку институт не лишен возможности защищать свои права в установленном законом порядке.

Суд кассационной инстанции также отклоняет довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном прекращении судом производства по делу в части требований о признании недействительным акта инвентаризации имущества от 10.11.2007. Как обоснованно отметил суд, указанный акт не является правоустанавливающим документом, в связи с чем не способен повлечь нарушение каких-либо прав и законных интересов института. Данный акт самостоятельно не может являться основанием государственной регистрации права республиканской собственности на спорный объект недвижимости.

При указанных обстоятельствах основания для отмены решения отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.11.2008 по делу N А61-1696/08-4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня
его принятия.

Председательствующий

Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи

Е.И.АФОНИНА

И.П.НАЗАРЕНКО