Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.03.2009 по делу N А32-20463/2008-20/509 Дело по заявлению о взыскании не принятых к зачету расходов на оплату путевок на оздоровление детей направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не установил, какую систему налогообложения использует школа, кто понес расходы на приобретение путевки и как школа учла стоимость использованной путевки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2009 г. по делу N А32-20463/2008-20/509

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Мацко Ю.В. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Территориального филиала N 4 - Шиловой С.В. (доверенность от 12.01.2009 N 01.22/12/94), в отсутствие заинтересованного лица - муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа N 65“ г. Краснодара имени Героя Советского Союза Ф.И.О. третьего лица - Язовской
С.А., надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Территориального филиала N 4 на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2008 по делу N А32-20463/2008-20/509 (судья Бабаева О.В.), установил следующее.

Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Территориального филиала N 4 (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа N 65“ г. Краснодара имени Героя Советского Союза Ф.И.О. (далее - школа) 7 980 рублей не принятых к зачету расходов на оплату путевок на оздоровление детей, произведенных с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов по обязательному социальному страхованию.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечена Ф.И.О.

Решением суда от 15.12.2008 фонду отказано в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о недоказанности фондом причинения ему убытков и отсутствии причинной связи между действиями школы и последствиями, квалифицируемыми в качестве убытков. При неисполнении страхователем решения фонда о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно - путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой фондом к зачету по страховым взносам.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового
кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В данном случае указанная норма не может быть применена, поскольку бланки путевок выданы школе бесплатно в подотчет, а стоимость путевок оплачена самим фондом и не является расходами школы. Кроме того, фонд полагает, что суд первой инстанции, придя к выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в соответствии со статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен был прекратить производство по делу.

Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.

Третье лицо - Язовская С.А. заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие, которое надлежит удовлетворить.

В судебном заседании 23.03.2009 объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 26.03.2009, после окончания которого судебное заседание продолжено с участием представителя фонда, представившего письменные пояснения по делу.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает, что судебный акт надлежит отменить по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, фонд провел камеральную целевую проверку расходов по обязательному социальному страхованию по оплате путевок на оздоровление детей работников школы за период с 01.10.2007 по 31.12.2007.

По результатам проверки фонд зафиксировал в акте от 26.05.2008 N 1216 Р неправомерное использование путевки в оздоровительное учреждение, приобретенной за счет средств обязательного социального страхования, а именно: выделение путевки N 017798 в ЗАО “Краснодарская бальнеолечебница“ Язовской Виктории (дата рождения 13.10.2007), достигшей на дату заезда (19.10.2007) 16 лет, тогда как полная или частичная оплата путевки предусмотрена для детей школьного возраста
до 15 лет включительно. На этом основании не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по государственному социальному страхованию, в сумме 7 980 рублей. Школе предложено перечислить сумму не принятых к зачету расходов.

В соответствии с решением от 20.06.2008 N 40:

- не приняты расходы, произведенные с нарушением требований нормативных актов по обязательному социальному страхованию (на оплату путевок на оздоровление детей), в сумме 7 980 рублей;

- школе предложено возвратить стоимость, полученных от фонда на оздоровление детей работников школы, произведенных с нарушением порядка расходования, и перечислить стоимость полученных от фонда на оздоровление детей работников школы, произведенных с нарушением порядка расходования, на банковский счет филиала фонда.

Требованием от 07.07.2008 N 40 школе предложено в добровольном порядке возвратить сумму расходов, не принятых в счет средств, полученных от фонда на цели обязательного социального страхования, в срок до 17.07.2008.

Неисполнение требования явилось основанием для обращения фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании 7 980 рублей не принятых к зачету расходов на оплату путевок на оздоровление детей, произведенных с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов по обязательному социальному страхованию.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался следующим.

Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“, а также пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Так, в силу пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального
налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается налогоплательщиком на сумму самостоятельно произведенных им расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Полномочия фонда, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, выражаются в том, что фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.

На основании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, отделение (филиал отделения) фонда предлагает страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда и представления в налоговый орган уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу.

Решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, представляется отделением Фонда в соответствующий налоговый орган в течение 10 дней со дня его вынесения.

Сводная информация о не принятых к зачету расходах страхователя - плательщика единого социального налога представляется фондом налоговым органам ежеквартально в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ в отношении налогоплательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено
на налоговые органы.

Тем самым при неисполнении страхователем-плательщиком единого социального налога решения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно - путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой фондом к зачету по страховым взносам.

Вместе с тем суд не установил, какую систему налогообложения использует школа, кто понес расходы на приобретение путевки, как школа учла стоимость использованной путевки. В деле отсутствует расчетная ведомость школы по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за соответствующий период, в которой подлежат отражению сведения об использовании путевок, в том числе оплаченных фондом, а также сведения о не принятых к зачету суммах.

Суд не оценил тот факт, что фонд принял решение от 20.06.2008 N 40 по результатам камеральной целевой проверки расходов по обязательному социальному страхованию по оплате путевок на оздоровление детей работников школы (Раздел IV “Проверка правильности расходов на оздоровление детей“ Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81, далее - Методические рекомендации), а не проверки расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации (Раздел II “Проверка расходов страхователей на цели обязательного социального страхования“).

Порядок расходования средств обязательного социального страхования на оздоровление детей регулируется ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на календарный
год и решениями Правительства Российской Федерации об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей (пункт 109 Методических рекомендаций). В 2007 году полная или частичная оплата стоимости путевок предусмотрена для детей застрахованных граждан в детские санатории для детей в возрасте от 4 до 15 лет и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия - для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ, подпункт “а“ пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 144).

Отделения (филиалы отделений) Фонда могли производить полную или частичную оплату стоимости путевок в загородные и санаторные оздоровительные лагеря для детей работников бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, и организаций, финансовое положение которых не позволяло самостоятельно оплачивать стоимость путевки в такой лагерь (подтвержденное документально), на основании заявок страхователей, составленных в соответствии с решениями комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию (пункт 114 Методических рекомендаций).

Кроме того, данные Методические рекомендации в пункте 31 предусматривают судебный порядок возмещения ущерба, понесенного Фондом в сумме нецелевым образом использованных средств, если страхователь-работодатель, применяющий специальный налоговый режим, добровольно не возвратил в срок, установленный в требовании сумму не принятых по решению о непринятии расходов, произведенных им в счет средств, полученных от отделения Фонда на цели обязательного социального страхования.

Решения отделений (филиалов отделений) Фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность. При несогласии страхователя с решением отделения (филиала отделения) Фонда спор подлежит разрешению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 34 и 35 Методических рекомендаций).

С учетом
изложенного суд не выяснил существенные для разрешения дела обстоятельства, его выводы о необходимости соблюдения фондом иного порядка взыскания со страхователя стоимости путевки (путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой фондом к зачету по страховым взносам) не соответствуют установленным судом обстоятельствам дела.

Суд также сослался на недоказанность фондом причинения ему убытков и отсутствие причинной связи между действиями школы и последствиями, квалифицируемыми в качестве убытка, однако в нарушение пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указал конкретные доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу данного вывода, мотивы, по которым суд принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Учитывая, что суд не исследовал все фактические обстоятельства дела, решение суда надлежит отменить, а дело в полном объеме - направить на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо устранить отмеченные недостатки, оценить правовой характер спорных правоотношений, дать оценку доводам заявителя о специфике учета и расходования средств обязательного социального страхования на приобретение путевок страховщиком при передаче их страхователю и, правильно применив нормы действующего законодательства об обязательном социальном страховании, принять обоснованное решение по существу спора, распределив судебные расходы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2008 по делу N А32-20463/2008-20/509 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Судьи

Ю.В.МАЦКО

В.Н.ЯЦЕНКО