Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 N 05АП-764/2009, 05АП-1013/2009 по делу N А24-4687/2008 Если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2009 г. N 05АП-764/2009, 05АП-1013/2009

Дело N А24-4687/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 21 мая 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2009 г.

Пятый арбитражный апелляционный суд,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю, общества с ограниченной ответственностью “Альфа-Снаб“

на решение от 22.01.2009,

судьи Г.,

по делу N А24-4687/2008 Арбитражного суда Камчатского края,

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю

к обществу с ограниченной ответственностью “Альфа-Снаб“

о взыскании 2 487 236, 96 руб.,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю (далее - Территориальное управление) обратилось
в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Альфа-Снаб“ (далее - ООО “Альфа-Снаб“, Общество) о взыскании с учетом уточнения требований 2 487 236, 96 руб., в том числе 1 243 618, 48 руб. задолженности по арендной плате по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 26.08.1999 N 194 за период со 2 квартала 2006 по 31.12.2008; 1 243 618, 48 руб. - пени за просрочку платежей по арендной плате за период с 16.06.2006 по 13.01.2009.

Решением суда от 22.01.2009 исковые требования удовлетворены в части, с ООО “Альфа-Снаб“ в доход федерального бюджета взыскано 796 213, 63 руб., из которых: 496 213, 63 руб. основной долг; 300 000 руб. - пени за просрочку платежей, в остальной части иска отказано. Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал на необоснованный расчет истцом суммы долга и применил к правоотношениям сторон положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

Не согласившись с принятым решением, Территориальное управление, ООО “Альфа-Снаб“ обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить.

В доводах жалобы Территориальное управление указало на то, что вывод суда первой инстанции относительно применения норм статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ при расчете арендной платы по договору от 26.08.1999 N 194 незаконен, так как сделан без учета обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатской области от 11.12.2006 по делу N 1200/06-18 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2007
по делу N Ф03-А24/07-1/337. Податель жалобы полагает, что в результате неправильного применения Арбитражным судом Камчатского края норм материального и процессуального права федеральный бюджет недополучил значительную сумму денежных средств по договору от 26.08.1999 N 194. По мнению Территориального управления, в случае же расчета арендной платы исходя из ставки земельного налога, а не по условиям договора должна применяться ставка земельного налога в соответствии с постановлением губернатора Камчатской области от 20.01.2003 N 15 “О результатах государственной кадастровой оценки земель поселений в Камчатской области“ в размере 448 руб. 76 коп.

ООО “Альфа-Снаб“ в доводах жалобы указало, что не согласно с решением суда в части определения арендной платы за период с 01.01.2006 по 01.11.2007 по ставке земельного налога, установленной решением Петропавловск-Камчатской городской Думы от 16.11.2005 N 222-р “О земельном налоге на территории Петропавловск-Камчатского городского округа“, которым на территории округа установлена ставка земельного налога за иные земли в размере 1,5% с 01.01.2006. По мнению Общества, Городская Дума Петропавловск-Камчатского городского округа или органы местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа не наделены полномочиями по установлению размеров ставок земельного налога для земель промышленности, полагает, что в спорный период подлежит применению ставка земельного налога за земли промышленности и соответственно арендная плата за земельный участок, находящийся в пользовании и владении Общества, равная 0,376 руб. за кв. метр в год.

Представитель Территориального управления в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение отменить, жалобу удовлетворить, возразил на доводы апелляционной жалобы ООО “Альфа-Снаб“, представил письменный отзыв на жалобу Общества, просил оставить ее без удовлетворения.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании в лице
своего представителя ООО “Альфа-Снаб“ по доводам апелляционной жалобы Территориального управления возразило, поддержало доводы своей апелляционной жалобы, просило уменьшить размер взысканной судом неустойки до 100 000 руб.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 26.08.1999 между администрацией г. Петропавловска-Камчатского (арендодатель) и ООО “Альфа-Снаб“ (арендатор) заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) N 194, согласно которому арендатор принял на условиях долгосрочной аренды сроком до 06.07.2048 г. земельный участок по адресу: ул. Днепровская, 3, площадью 36698 га, с кадастровым номером 41:01:01 08 35:02 для эксплуатации базы материально-технического снабжения.

Договор аренды земельного участка N 194 от 26.08.1999 г. прошел государственную регистрацию, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись за N 41-01/01-15/2001-130 от 07.09.2001 года, что подтверждается представленной в материалы дела Выпиской из ЕГРП от 08.09.2008 за N 01/019/2008-248.

Пунктом 3.2 договора установлено, что базовая ставка ежегодной арендной платы определяется постановлением градоначальника.

Указанному земельному участку присвоен новый кадастровый номер 41:01:01 01 32:0007, изготовлен соответствующий кадастровый план 26.04.2002 N 3-02-304-С, на основании чего Российской Федерации, от имени которой выступает Территориальное управление, выдано свидетельство о праве собственности на землю от 06.11.2003.

21.02.2005 между сторонами по делу подписан протокол расчета арендной платы, которым на основании постановления градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 12.01.2005 N 1 “О ставках арендной платы за землю на территории города Петропавловска-Камчатского, находящегося в собственности и распоряжении Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования в 2005 году“ согласован размер арендной платы в год
562 947, 32 руб. исходя из ставки 15, 34 руб. за 1 кв. м в год, в квартал 140 736, 83 руб.

Письмами от 14.11.2005 N 50/о, 23.11.2005 N 51, 06.02.2006 N б/н ООО “Альфа-Снаб“ обращалось к Территориальному управлению с просьбой произвести перерасчет арендной платы.

Территориальное управление письмами от 25.11.2005 N 3680, от 15.11.2005 N 3458, от 07.03.2006 N 492 отказало Обществу в перерасчете арендной платы в связи с тем, что последним не переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.

14.08.2008 между Территориальным управлением и ООО “Альфа-Снаб“ заключено дополнительное соглашение к названному договору, в соответствии с которым размер арендной платы земельного участка (ставки годовой арендной платы) определен с учетом требований федерального законодательства об оценочной деятельности в размере 70 113, 05 руб., что в месяц составляет 5842 руб. 75 коп.

Полагая, что у ООО “Альфа-Снаб“ имеется задолженность по арендной плате, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами
транспортных систем естественных монополий, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в районах Крайнего Севера, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 21 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 “О плате за землю“ при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Однако устанавливаемый органами местного самоуправления порядок определения арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не должен противоречить федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренном законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Таким образом, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены. Поэтому стороны обязаны руководствоваться устанавливаемым размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другую арендную плату. Независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу нормативного акта.

Земельный участок, арендуемый ООО “Альфа-Снаб“, является собственностью Российской Федерации и находится в районе, отнесенном к районам Крайнего Севера.

Постановлением Администрации Камчатской области от 11.03.2002 N 86 “Об
индексации ставок земельного налога на территории Камчатской области в 2002 году“ установлена ставка земельного налога на земли промышленности в размере 0,173 руб. за 1 кв. м.

Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“, действующие в 2002 году ставки земельного налога, применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.

В силу статьи 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации“ действующие в 2003 году ставки земельного налога применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.

Статьей 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации“ действующие в 2004 году ставки земельного налога применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.

На основании изложенного, ставка земельного налога за земли промышленности на территории Камчатской области составила в 2003 году - 0, 311 руб. за 1 кв. м, в 2004 году - 0, 342 руб. за 1 кв. м, в 2005 году - 0,376 руб. за 1 кв. м в год, что меньше ставки арендной платы, установленной постановлением градоначальника, которая применена истцом при начислении арендной платы по договору от 26.08.1999 N 194 (15,34 руб. за 1 кв. м).

Постановлением Администрации Камчатской области от 20.01.2003 N 15 “О результатах государственной кадастровой оценки земель поселений в Камчатской области“ утверждена кадастровая стоимость 1 кв. м арендуемого земельного участка в размере 448, 76 руб.
кв. м.

Решением Петропавловск-Камчатской городской Думы от 16.11.2005 N 222-р “О земельном налоге на территории Петропавловск-Камчатского городского округа“ на территории округа с 01.01.2006 установлена ставка земельного налога в размере 1,5%.

С учетом приведенных норм права, суд первой инстанции правильно рассчитал размер арендной платы в период с 01.01.2006 по 01.11.2007 с учетом максимальной ставки земельного налога (1,5%) в сумме 247 028, 92 руб. в год, 61 757, 23 руб. в квартал.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности“ в пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ внесены изменения, в соответствии с которыми размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

Учитывая изложенное, размер арендной платы с 01.11.2007 по 21.11.2008 составил 329 371, 89 руб. в год, соответственно 82 342, 97 руб. в квартал.

Исходя из условий дополнительного соглашения от 14.08.2008 к договору от 26.08.1999 N 194 арендная плата в период с 22.11.2008 по 31.12.2008 начислена по ставке 5 842, 75 руб. в месяц.

Поскольку размер арендной платы, установленный договором от 26.08.1999 N 194 и исчисленный истцом, превышает размер такой платы, исчисленной по указанным ставкам, суд первой инстанции, посчитав обоснованным произведенный истцом контррасчет арендной платы по названному договору, правомерно удовлетворил заявленное требование в сумме 496 213, 63 руб.

При этом суд первой инстанции воспользовался правом, установленным частью 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации,
и уменьшил размер подлежащей взысканию с ответчика неустойки с 1 243 618, 48 руб. до 300 000 руб. Основания для установления иного размера неустойки у суда апелляционной инстанции отсутствуют, в связи с чем отклоняется довод ООО “Альфа-Снаб“ об уменьшении размера неустойки до 100 000 руб.

Довод Территориального управления о незаконности вывода суда первой инстанции относительно применения пункта 2 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ от 25.10.2001 N 137-ФЗ при расчете арендной платы по договору от 26.08.1999 N 194 со ссылкой на судебные акты по делу N 1200/06-18 отклоняется, поскольку решением по делу N 1200/06-18 суд отказал ООО “Альфа-Снаб“ во взыскании неосновательного обогащения, указав на невозможность применения пункта 2 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ в качестве основания требования о взыскании с арендодателя неосновательного обогащения. Однако указанное не свидетельствует о невозможности применения положений названной правовой нормы в рамках настоящего спора. Как правильно указано судом первой инстанции, предметом рассмотрения по настоящему делу являются правоотношения сторон, вытекающие из договора аренды от 26.08.1999 N 194, в то же время обязанность арендатора по оплате арендной платы возникает ежеквартально, а потому невнесение сторонами соответствующих изменений в договор аренды не является основанием для неприменения императивных положений федерального закона. Кроме того, неприменение судом той или правовой нормы в рамках конкретного дела не относится к обстоятельствам, подлежащим освобождению от доказывания в силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод ООО “Альфа-Снаб“ о применении в период с 01.01.2006 по 01.11.2007 ставки арендной платы за земельный участок, находящийся
в пользовании и владении Общества, равной 0,376 руб. за кв. метр в год, был рассмотрен судом первой инстанции и ему дана надлежащая оценка.

Учитывая вышеуказанное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционных жалоб.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение от 22.01.2009 по делу N А24-4687/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.