Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.03.2009 по делу N А32-17068/2008-36/255 Компания не представила доказательств, свидетельствующих о нарушении ее прав и законных интересов. Однако Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе предполагает, что участники конкурса поднимают карточки, как правило, не одновременно. Обратное не отражено в протоколе, не доказано департаментом и опровергается участниками аукциона.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2009 г. по делу N А32-17068/2008-36/255

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Кухаря В.Ф. и Леоновой О.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания“ - Котова К.К. (директор), от третьего лица - открытого акционерного общества “Инвестсервис“ - Калиты Ю.Л. (исполнительный директор), в отсутствие ответчика - Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Управляющая
компания“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2008 по делу N А32-17068/2008-36/255 (судья Карпенко Т.Ю.), установил следующее.

ООО “Управляющая компания“ (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании недействительным решения департамента (протокол от 05.08.2008) в части признания аукциона по лоту N 117 (нежилые помещения по 1-му Вишневому проезду, 5, литера А, первый этаж, N 40, 40/1, 41, 44, 46, 46/1, 47, 48, 49; литера А2, N 49/1, 49/2, 50, 51, 52; литера А3 N 53, площадью 268,6 кв. м) несостоявшимся; обязании департамента устранить допущенные нарушения прав компании путем признания компании победителем аукциона по лоту N 117, проведенного 05.08.2008, а также путем понуждения департамента заключить договор купли-продажи указанных помещений с ценой договора 9 071 тыс. рублей (уточненные требования).

Определением от 13.10.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ОАО “Инвестсервис“ (далее - общество).

Решением от 21.11.2008 в иске отказано. Суд исходил из того, что определение условий, при которых торги могут быть признаны состоявшимися либо несостоявшимися, в компетенцию суда не входит. Поскольку торги по реализации имущества 05.08.2008 не состоялись, основания для признания их состоявшимися и для заключения договора купли-продажи отсутствуют.

В кассационной жалобе компания просит отменить решение суда и удовлетворить ее требования. Заявитель считает, что основания для признания аукциона несостоявшимся отсутствовали, поскольку компания первой заявила начальную цену и должна быть признана победителем торгов.

Отзывы на жалобу не представлены. В судебном заседании представители компании и общества поддержали жалобу.

Изучив
материалы дела и выслушав представителей заявителя и общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение.

Как видно из материалов дела, 24.06.2008 комиссия по приватизации имущества муниципального образования г. Краснодар приняла решение о проведении приватизации нежилых помещений по 1-му Вишневому проезду, 5, литера А, первый этаж, N 40, 40/1, 41, 44, 46, 46/1, 47, 48, 49; литера А2, N 49/1, 49/2, 50, 51, 52; литера А3 N 53, площадью 268,6 кв. м путем проведения открытого по составу участников аукциона с подачей предложений о цене в открытой форме (лот N 117). Начальная цена имущества определена в размере 9 071 тыс. рублей, шаг аукциона - 453 550 рублей.

Согласно протоколу от 05.08.2008 компания и общество признаны участниками аукциона по лоту N 117.

Протоколом от 05.08.2008 аукцион по лоту N 117 признан несостоявшимся в связи с отказом участников вносить предложения о цене имущества, превышающей начальную цену. В протоколе зафиксировано, что по стартовой цене имущества подняты карточки N 1 (компания) и N 2 (общество).

Считая решение департамента о признании аукциона несостоявшимся противоречащим Положению об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 585, компания обратилась в суд с требованием признать указанное решение недействительным.

Суд неправильно применил пункт 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, сославшись на то, что торги не состоялись в связи с отказом участников вносить предложения о цене имущества, превышающей начальную цену.

Согласно статье 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального
имущества“ (далее - Закон о приватизации) несостоявшимся признается аукцион, в котором принял участие только один участник. Не урегулированные статьей 18 Закона о приватизации и связанные с проведением аукциона отношения регулируются Правительством Российской Федерации.

12 августа 2002 года Правительство Российской Федерации утвердило Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, которым установлен следующий порядок проведения аукциона с подачей предложений о цене имущества в открытой форме: после оглашения аукционистом начальной цены продажи участникам аукциона предлагается заявить эту цену путем поднятия карточек; после заявления участниками аукциона начальной цены аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения по цене продажи, превышающей начальную цену (каждая последующая цена, превышающая предыдущую цену на “шаг аукциона“, заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек; в случае заявления цены, кратной “шагу аукциона“, эта цена заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек и ее оглашения); аукционист называет номер карточки участника аукциона, который первым заявил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и объявляет заявленную цену как цену продажи; при отсутствии предложений со стороны иных участников аукциона аукционист повторяет эту цену 3 раза; если до третьего повторения заявленной цены ни один из участников аукциона не поднял карточку и не заявил последующую цену, аукцион завершается; по завершении аукциона аукционист объявляет о продаже имущества, называет его продажную цену и номер карточки победителя аукциона; победителем аукциона признается участник, номер карточки которого и заявленная им цена были названы аукционистом последними. Аукцион признается несостоявшимся, если после троекратного объявления начальной цены продажи ни один из участников аукциона не поднял карточку.

Таким образом, сам по себе факт предложения участниками аукциона только
начальной цены не является основанием для признания его несостоявшимся.

Из протокола от 05.08.2008 следует, что в аукционе приняли участие компания и общество, по стартовой цене имущества подняты карточки N 1 и 2. В нарушение подпункта “з“ пункта 15 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе организатор конкурса не отразил в протоколе, чей номер карточки как участника, первым заявившего начальную цену, назвал аукционист.

Вызванный в суд представитель ОАО “Инвестсервис“ пояснил, что он поднял карточку после представителя компании. Поскольку в протоколе не отражено иное, данное обстоятельство департамент документально не опроверг.

Суд не исследовал последовательность поднятия карточек участниками аукциона при объявлении начальной цены, не определил подлежащий применению закон и иные нормативные акты и немотивированно указал, что в его компетенцию не входит определение условий, при которых торги должны быть признаны несостоявшимися. Ссылка суда на то, что ООО “Инвестсервис“ является участником компании, не влияет на рассмотрение спора, поскольку оба юридических лица признаны полноправными участниками аукциона и приведенное судом обстоятельство не послужило основанием для признания аукциона несостоявшимся.

Суд указал, что компания не представила доказательств, свидетельствующих о нарушении ее прав и законных интересов. Однако Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе предполагает, что участники конкурса поднимают карточки, как правило, не одновременно. Обратное (одновременное поднятие карточек компанией и ООО “Инвестсервис“) не отражено в протоколе, не доказано департаментом и опровергается участниками аукциона.

Поскольку решение принято при неисследованных обстоятельствах, имеющих существенное значение для дела, и с неправильным применением норм материального права, дело надлежит направить на новое рассмотрение.

Суду необходимо оценить отсутствие в протоколе сведений об одновременном поднятии карточек участниками аукциона,
их пояснения по этому вопросу, исследовать обстоятельства проведения аукциона и принять решение в зависимости от установленного.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2008 по делу N А32-17068/2008-36/255 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В.РЫЖКОВ

Судьи

В.Ф.КУХАРЬ

О.В.ЛЕОНОВА