Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.03.2009 по делу N А22-1397/08/12-145 Дело по заявлению о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлено на новое рассмотрение, поскольку в постановлении отсутствует информация со ссылками на нормативные правовые акты о том, невыполнение каких именно обязанностей и действий обществом привело к уничтожению плодородного слоя почвы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2009 г. по делу N А22-1397/08/12-145

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Мацко Ю.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Калмыкия - Арстеевой Е.Г. (доверенность от 20.01.2009), Шоводаевой Э.Б. (доверенность от 14.01.2009), Явановой Ц.В. (доверенность от 19.01.2009), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Калмнефть“, извещенного о времени и месте судебного заседания (почтовое уведомление N 30349),
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.12.2008 по делу N А22-1397/08/12-145 (судья Чурюмова Р.Д.), установил следующее.

ООО “Управляющая компания “Калмнефть“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Калмыкия (далее - управление) от 18.11.2008 N 049 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.12.2008 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован недоказанностью административным органом вины общества в совершении правонарушения.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.

Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 18.12.2008 и прекратить производство по делу. Заявитель указывает на несогласие с выводом суда и отмечает, что для привлечения общества к ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса достаточно зафиксированного факта разрыва нефтепровода и разлива нефти. С учетом условий договора от 14.07.2008 на оказание услуг N 12л именно общество должно нести ответственность по части 2 статьи 8.6 Кодекса.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представители управления поддержали доводы кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда необходимо отменить, а дело - направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 14.08.2008 управление провело проверку общества на предмет соблюдения природоохранного законодательства по территории Комсомольского СМО при эксплуатации нефтепровода СП “Северо-Комсомольское“ - СП
“Красный Камышаник“. В ходе проверки выявлен инцидент на 2 км и 3 км от объездной дороги вокруг поселка Комсомольский на восток по нефтепроводу в сторону СП “Красный Камышаник“. В акте проверки от 14.08.2008 зафиксировано, что нефтепровод принадлежит ОП ООО “Управляющая компания “Калмнефть“; в результате инцидента нефтью уничтожен плодородный слой почвы на двух участках общей площадью 26 кв. м, глубина проникновения нефти в почву 5 - 6 см. В этот же день составлен акт обмера земельного участка, загрязненного нефтью. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 16.09.2008 N 0158868.

Постановлением управления от 18.11.2008 N 049 общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса в виде 35 тыс. рублей штрафа.

При рассмотрении дела суд исходил из того, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Частью 2 статьи 8.6 Кодекса предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы или порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Данное правонарушение выражается в несоблюдении установленных действующим законодательством правил использования земель, следствием которого является причинение указанного вреда.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков
обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно пункту 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса).

В протоколе об административном правонарушении от 16.09.2008 N 0158868 и постановлении от 18.11.2008 N
049 указано, что на территории Комсомольского СМО Черноземельского района выявлены факты разлива сырой нефти при перекачке по трубопроводу ООО “Управляющая компания “Калмнефть“, в результате чего уничтожен плодородный слой почвы пастбищных угодий площадью 26 кв. м.

Из материалов дела видно, что ОАО “Калмнефть“ и администрация Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия заключили договор аренды спорного земельного участка от 28.01.2008 N 13. Также в деле имеется договор от 14.07.2008 на оказание услуг N 12л, в соответствии с которым ООО “Управляющая компания “Калмнефть“ оказывает ОАО “Калмнефть“ ряд услуг, в том числе по эксплуатации трубопроводов, насосов, емкостей и другого оборудования (приложение N 2).

В материалах дела отсутствует приложение N 2. Однако данный документ необходим для того, чтобы установить, об одних и тех же или разных трубопроводах идет речь в протоколе об административном правонарушении и приложении к договору.

Кроме того, в оспариваемом постановлении управление указало, что в ходе административного расследования установлена причинная связь между бездействием ООО “Управляющая компания “Калмнефть“ и наступившими вредными последствиями в виде уничтожения плодородного слоя почвы. Однако при этом в постановлении отсутствует информация со ссылками на нормативные правовые акты о том, невыполнение каких именно обязанностей и действий обществом привело к уничтожению плодородного слоя почвы.

В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе устанавливать и оценивать обстоятельства, которые не были установлены судом первой инстанции.

Кассационная инстанции считает, что решение по делу принято на основании неполно исследованных обстоятельств дела, без выяснения имеющих существенное значение обстоятельств, поэтому судебный акт необходимо отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом
рассмотрении суду необходимо с учетом замечаний кассационной инстанции устранить указанные недостатки, исследовать и дать правовую оценку всем имеющимся в деле и дополнительно истребованным и представленным доказательствам, применить необходимые нормы права и принять законное решение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.12.2008 по делу N А22-1397/08/12-145 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.Н.ЯЦЕНКО

Судьи

Ю.В.МАЦКО

Т.В.ПРОКОФЬЕВА