Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.2009 по делу N А32-4997/2008-13/89 Апелляционная инстанция сделала правильный вывод о лишении налогоплательщика возможности реализовать свои права на представление возражений и пояснений по поводу выявленных налоговым органом нарушений в результате этого нарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2009 г. по делу N А32-4997/2008-13/89

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Бобровой В.А. и Воловик Л.Н., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Отис Лифт“, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 71118), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару - Мерешкиной Е.В. (доверенность от 27.05.2008), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского
края от 09.06.2008 (судья Грязева В.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 (судьи Шимбарева Н.В., Винокур И.Г., Андреева Е.В.) по делу N А32-4997/2008-13/89, установил следующее.

ООО “Отис Лифт“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 16.01.2007 N 14391.

Ходатайство ООО “Отис Лифт“ об уменьшении размера штрафа удовлетворено. Решение налоговой инспекции признано недействительным в части взыскания с общества 63 749 рублей 79 копеек штрафа. В удовлетворении заявления в остальной части отказано. Суд признал обоснованным привлечение общества к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, применил статьи 112, 114 Кодекса и снизил размер подлежащего взысканию штрафа в 10 раз.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 решение суда от 09.06.2008 отменено, решение от 16.01.2007 N 14391 признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция нарушила порядок рассмотрения материалов проверки, не известила налогоплательщика о времени и месте рассмотрения ее результатов. Такая обязанность налогового органа не относится к институту оформления результатов проверки, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежит применению порядок рассмотрения материалов проверки, действующий с 01.01.2007.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований и постановление апелляционной инстанции в полном объеме. Податель жалобы считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о нарушении порядка рассмотрения материалов налоговой проверки. Налоговая проверка начата до вступления в силу изменений, внесенных в статью 101 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в
часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ). В силу пункта 14 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ оформление результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения налогового органа, постановление кассационной инстанции - полностью, принять судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя налогового органа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, решением от 16.01.2007 N 14391 общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 70 833 рублей 10 копеек штрафа.

Согласно пункту 3 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Основанием для привлечения к ответственности послужил факт несвоевременного (31.10.2006) представления обществом в налоговую инспекцию декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года. Просрочка составила 2 дня.

В силу пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 указанной статьи, влечет
взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Суд первой инстанции, признав доказанным и обоснованным привлечение общества к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, применил статьи 112, 114 Кодекса и снизил размер подлежащего взысканию штрафа в 10 раз.

Апелляционная инстанция отменила решение суда, указала на нарушение налоговой инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекущее признание оспариваемого решения налогового органа недействительным.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что итоги камеральной налоговой проверки декларации общества по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года оформлены в докладной записке от 16.01.2007 N 11780, в тот же день вынесено оспариваемое решение N 14391.

Согласно пункту 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. В свою очередь лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично или через своего представителя (пункт 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (пункт 14 статьи 101 Налогового
кодекса Российской Федерации).

Нарушение существенных условий порядка рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции установил, что материалы налоговой проверки рассмотрены в отсутствие общества, не извещенного о времени и месте их рассмотрения, что свидетельствует о несоблюдении налоговой инспекцией процессуальных требований к производству по делу о налоговом правонарушении, влекущем за собой существенные нарушения прав налогоплательщика на свою защиту. Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении налоговой инспекцией требований к производству по делу о налоговом правонарушении, повлекшем за собой существенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.

Следовательно, апелляционная инстанция сделала правильный вывод о лишении налогоплательщика возможности реализовать свои права на представление возражений и пояснений по поводу выявленных налоговой инспекцией нарушений в результате этого нарушения.

Довод подателя жалобы о том, что к спорным отношениям применяется порядок, действующий до вступления в силу изменений закона, основан на неверном толковании норм права и подлежит отклонению ввиду следующего.

Согласно пункту 14 статьи 7 Закона N 137-ФЗ налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, не завершенные до 01.01.2007, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного Федерального закона; при этом оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется
в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ.

Из буквального толкования изложенных положений следует, что указанный пункт регулирует отношения в переходный период по порядку проведения налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля и по оформлению результатов таких проверок и мероприятий налогового контроля.

Вместе с тем налоговое законодательство не относит вынесение решения по результатам налоговой проверки к стадии налоговой проверки либо иных мероприятий налогового контроля и оформления их результатов. Из статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что решение о привлечении к ответственности либо отказе в привлечении к ответственности является результатом рассмотрения материалов налоговой проверки и относится к отношениям, возникающим в процессе производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом.

Закон N 137-ФЗ не определяет особого порядка вступления в силу положений, касающихся таких правоотношений.

Поскольку вынесение решения по результатам налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля является самостоятельной процедурой, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что к порядку вынесения решения применяются положения статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившие в силу с 01.01.2007.

Из изложенного следует, что вывод суда о незаконности решения налогового органа является правильным. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 по делу N А32-4997/2008-13/89 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи

В.А.БОБРОВА

Л.Н.ВОЛОВИК