Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.01.2009 по делу N А20-3811/2007 Фактическое потребление населением тепловой энергии в объемах, превышающих установленные нормативы, не противоречит действующему законодательству, ввиду чего в части превышения нормативов не является реализацией услуг в смысле, придаваемом этому понятию статьей 39 Налогового кодекса Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2009 г. по делу N А20-3811/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зорина Л.В., судей Канатовой С.А. и Пальцевой И.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику - Альмовой М.Х. (доверенность от 11.01.2009), в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества “Нальчиктеплоэнерго“, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.07.2008 (судья
Пономарев С.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2008 (судьи Афанасьева Л.В., Мельников И.М., Фриев А.Л.) по делу N А20-3811/2007, установил следующее.

ОАО “Нальчиктеплоэнерго“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным и недействительным решения налоговой инспекции от 22.11.2007 N 13/68 в части начисления 10 387 250 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 1 962 064 рублей пени и 2 077 450 рублей штрафа (уточненные требования).

Решением суда первой инстанции от 17.07.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.09.2008, заявление общества удовлетворено: решение налоговой инспекции в оспариваемой части признано незаконным и недействительным.

Судебные акты мотивированы тем, что общество правомерно определило налоговую базу по НДС при реализации населению тепловой энергии на основании регулируемых тарифов и нормативов потребления горячей воды.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.

Податель жалобы указывает, что фактический объем оказанных обществом населению услуг по горячему водоснабжению в 2006 году значительно превысил предъявленные к оплате суммы. Отпуск населению объема тепловой энергии, составляющего разницу между фактически отпущенным объемом тепловой энергии и расчетными суммами тепловой энергии, является реализацией услуг.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя налоговой инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения
обществом законодательства о налогах и сборах за период с 13.01.2004 по 31.12.2006.

По результатам проверки составлен акт проверки от 03.09.2007 N 13/244 и принято решение от 22.11.2007 N 13/68 о начислении обществу, в числе прочего, 10 387 250 рублей НДС, 1 962 064 рублей пени и 2 077 450 рублей штрафа.

Общество оспорило решение налоговой инспекции в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

В силу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица.

Статьей 40 Налогового кодекса
Российской Федерации, устанавливающей принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, предусмотрено, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Согласно пункту 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в Федеральном законе от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней в целях соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Оплата электрической и тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество электрической и тепловой энергии в соответствии с данными учета электрической и тепловой энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон (статьи 2 и 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“).

На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные
услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу названных норм в условиях применения регулируемых государственными органами и органами местного самоуправления тарифов на теплоснабжение и нормативов расходования тепловой энергии в случае отсутствия у потребителей приборов учета тепловой энергии у организации, реализующей соответствующие коммунальные услуги населению, отсутствуют правовые основания для получения платы за оказанные услуги в размере, превышающем произведение установленных тарифа и норматива потребления.

В данном случае фактическое потребление населением тепловой энергии в объемах, превышающих установленные нормативы, не противоречит указанным нормативным правовым актам, в виду чего в части превышения нормативов не является реализацией услуг в смысле, придаваемом этому понятию статьей 39 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Нальчикского городского совета местного самоуправления от 27.05.2005 установлены нормативы расхода тепловой энергии, отпускаемой населению, проживающему во всех видах жилищного фонда независимо от форм собственности, на отопление 1 квадратного метра общей площади жилого помещения и на подогрев воды на 1 человека согласно приложению.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 14.12.2005 N 15 утвержден и введен в действие с 1 января 2006 года тариф на тепловую энергию, реализуемую обществом потребителям, в том числе населению, в размере 497 рублей 26 копеек/Гкал (без НДС).

Как установлено судами и не
оспаривается налоговой инспекцией, общество подает тепловую энергию в многоквартирные дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета потребленной тепловой энергии, и у проживающих в них физических лиц отсутствуют индивидуальные приборы учета. Оплата оказанных обществом коммунальных услуг по теплоснабжению осуществлена населением исходя из действующего тарифа и нормативов расходования тепловой энергии.

Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество правомерно определяло налоговую базу по НДС исходя из объемов реализации тепловой энергии, рассчитанных на основании действующего тарифа и нормативов расходования тепловой энергии.

Таким образом, судебные инстанции пришли к законному и обоснованному выводу о несоответствии решения налоговой инспекции требованиям действующего законодательства, в связи с чем, признали ненормативный акт недействительным.

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях относительно жалоб.

При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, поэтому подлежат отклонению.

С учетом изложенного оснований для изменения или отмены решения суда и постановления апелляционного суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда
Кабардино-Балкарской Республики от 17.07.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2008 по делу N А20-3811/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В.ЗОРИН

Судьи

С.А.КАНАТОВА

И.В.ПАЛЬЦЕВА