Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.12.2009 по делу N А57-6061/2009 Невключение в областную целевую программу вновь выявленных объектов, на которых проводились работы по утилизации и захоронению непригодных и запрещенных к применению пестицидов, не подтверждает использование заявителем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Проведенные мероприятия направлены на скорейшее достижение результата реализации программы, в том числе на экономию государственных расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2009 г. по делу N А57-6061/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов,

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2009

по делу N А57-6061/2009

по заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов, к Счетной палате Саратовской области, г. Саратов, Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительным в части предписания Счетной палаты Саратовской области,

установил:

Министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи
49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Счетной палате Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области о признании недействительным предписания Счетной палаты Саратовской области от 17.04.2009 N 03-03/232 в части указаний на нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 1395,64 тыс. рублей и в сумме 68,24 тыс. рублей; о признании недействительным пунктов 2, 3 и 5 резолютивной части предписания Счетной палаты Саратовской области от 17.04.2009 N 03-03/232 в той части, в которой предписывается осуществлять расходование средств областного бюджета в строгом соответствии с условиями их получения и расходования, а также требованиями действующего законодательства и не допускать нецелевого использования средств областного бюджета применительно к указанным в описательной части предписания фактам нецелевого использования средств областного бюджета в сумме 1463,88 тыс. рублей.

Требования Министерства сельского хозяйства Саратовской области основаны на том, что приложение N 3 “Сведения о пестицидах, непригодных к применению, имеющихся на территории Саратовской области на 01 апреля 2007 года“ к областной целевой к программе “Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006 - 2008 годы“ не являлось ее обязательной частью, не являлось закрытым перечнем объектов выполнения программных мероприятий. Министерство сельского хозяйства Саратовской области осуществило направление в 2008 году средств областного бюджета на реализацию мероприятий программы исключительно на цели, предусмотренные этой программой в разделе II “Основные цель и задачи Программы, сроки ее реализации“.

Решением суда первой инстанции от 22.07.2009 заявление Министерства сельского хозяйства Саратовской области удовлетворено. В части требования о признании недействительным пункта 5 резолютивной части предписания производство по делу прекращено.

Судебная инстанция исходила из того, что
Министерство сельского хозяйства Саратовской области направило и использовало средства областного бюджета строго на цели, соответствующие условиям получения указанных средств и определенным в областной целевой программе.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.10.2009 решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований отменено, в удовлетворении заявления отказано, в остальной части судебный акт оставлен без изменения.

Принимая судебный акт, суд апелляционной инстанции посчитал, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности; бюджетные средства были использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, поскольку вновь выявленные объекты, на которых проводились работы, не были включены в областную целевую программу.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Министерством сельского хозяйства Саратовской области постановление апелляционной инстанции предлагается отменить, ссылаясь на неправильную оценку всех существенных для дела обстоятельств.

В частности, заявитель жалобы считает, что нормативными правовыми актами, действовавшими на момент принятия программы, не устанавливалось требование о включении в областные целевые программы перечня объектов, на которых планировалось проведение программных мероприятий, с указанием объемов финансирования мероприятий по каждому объекту. В приложении N 3 к программе не указан закрытый перечень объектов выполнения программных мероприятий, указаны лишь сведения о пестицидах, непригодных к применению на территории Саратовской области на 01.05.2005, которые изменялись, в том числе были изменены на 01.04.2007. В задачи программы входило проведение инвентаризации непригодных и запрещенных к применению пестицидов, имеющихся на территории области, следовательно, предполагалось, что программные мероприятия будут реализовываться на территории всей области, а не только на объектах, указанных в приложении N 3.

Представитель Министерства сельского хозяйства Саратовской области в судебном заседании доводы, изложенные в
жалобе, поддержал. Представитель ответчика просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.

В судебном заседании стороны подтвердили, что мероприятия по инвентаризации непригодных и запрещенных к применению пестицидов были проведены заявителем в местах их хранения, приведенных в приложении N 3 в полном объеме, кроме этого, дополнительно проведены работы в 17 местах хранения, не предусмотренных приложением N 3 к программе.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Министерства финансов Саратовской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании согласно статье 163 АПК РФ объявлен перерыв до 18.12.2009 до 15 часов 30 минут. После перерыва судебное заседание продолжено.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзывов на нее и в выступлениях представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемое постановление подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Счетной палатой Саратовской области проведена проверка использования Министерством сельского хозяйства Саратовской области средств областного бюджета, предоставленных ему на исполнение областной целевой программы “Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области“ на 2006 - 2008 годы (далее - Программа), за период с 01.01.2007 по 31.12.2008. Результат проверки оформлен актом от 20.03.2009, на основании которого 17.04.2009 в адрес Министерства сельского хозяйства Саратовской области направлено предписание N 03-03-/232.

В предписании указывается на следующие нарушения и недостатки:

- направление средств областного бюджета на общую сумму 1395,64 тыс. рублей в соответствии с государственным контрактом от 01.09.2008 N 6 на проведение работ по отбору проб, определению компонентного
состава, переупаковке, взвешиванию, складированию, оформлению акта инвентаризации пестицидов, их смесей, тары и отходов на 15 объектах хранения опасных веществ, не предусмотренных приложением N 3 “Сведения о пестицидах, непригодных к применению, имеющихся на территории Саратовской области на 01 апреля 2007 года“ к Программе;

- направление средств областного бюджета на общую сумму 68,24 тыс. рублей в соответствии с государственными контрактами от 19.12.2008 N 17 и N 20 на выполнение работ по вывозу на специализированные полигоны с целью дальнейшей утилизации и захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смета-грунта, тары, хранящихся в хозяйстве индивидуального предпринимателя Раилова А.А., с. Сосновка Саратовского района и в СХА “Стригайская“, с. Стригай Базарно-Карабулакского района Саратовской области, то есть на объектах, не предусмотренных приложением N 3 “Сведения о пестицидах, непригодных к применению, имеющихся на территории Саратовской области на 01 апреля 2007 года“ к Программе.

Тем самым по мнению Счетной палаты Саратовской области, в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Министерством сельского хозяйства Саратовской области допущено нецелевое использование средств областного бюджета.

В связи с этим Министерству сельского хозяйства Саратовской области предписано усилить контроль за расходованием средств областного бюджета, осуществлять расходование средств областного бюджета в строгом соответствии с условиями их получения и расходования, а также требованиями действующего законодательства, не допускать нецелевого использования средств областного бюджета, осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, рассмотреть вопрос
о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения.

Согласно статье 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств подразумевается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Судом установлено, что постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1728 утверждена областная целевая программа “Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006 - 2008 годы“.

В соответствии с паспортом Программы, ее целью являлась утилизация и временное захоронение на специализированных полигонах пестицидов, пришедших в негодность, и запрещенных к применению, имеющихся на территории Саратовской области; улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки региона, исключение возможности загрязнения объектов окружающей среды и причинения вреда здоровью населения региона.

В задачи Программы входило проведение инвентаризации непригодных и запрещенных к применению пестицидов, имеющихся на территории области; перезатаривание пестицидов и их смесей в герметические емкости, складирование их в центральных пунктах для последующей отправки на утилизацию и захоронение; транспортировка к месту утилизации и захоронения, утилизация и захоронение (на специализированных полигонах) пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов, их смесей и тары за пределами области; проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы состояния почвы и других объектов окружающей среды; проведение обезвреживания и рекультивации участков и мест хранения пестицидов.

Приложение N 3 к Программе содержит сведения о пестицидах, непригодных к применению, имеющихся на территории Саратовской области, на 01.04.2007.

В соответствии с Законом Саратовской области от 05.12.2007 N 294-ЗСО “Об областном бюджете на 2008 год“ в ведомственной структуре расходов областного бюджета Министерству сельского хозяйства Саратовской области были
предусмотрены расходы на мероприятия в области сельскохозяйственного производства в рамках областной целевой программы “Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006 - 2008 годы“ по коду 009 разделу 04 подразделу 05 целевой статье 5224100 виду расходов 342 в сумме 16286,0 тыс. рублей.

В целях реализации мероприятий Программы 17.07.2008 Министерством сельского хозяйства Саратовской области был объявлен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по утилизации и захоронению непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области в 2008 году.

По результатам конкурса Министерством сельского хозяйства Саратовской области были заключены:

- государственный контракт от 01.09.2008 N 6 с обществом с ограниченной ответственностью “СельхозХимия“, в соответствии с условиями которого работы по утилизации и захоронению непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области в 2008 году в части инвентаризации с определением компонентного состава обезличенных препаратов и смесей, класса опасности, переупаковкой в герметические емкости, определением веса для дальнейшей утилизации и захоронения пестицидов, смесей, возможности обезвреживания тары и отходов (загрязненного пестицидами смета-грунта) и размещения их на полигонах бытовых отходов проводились на 36 местах хранения 32 объектов. Стоимость работ, проведенная по вышеуказанным местам хранения, составила 1395,64 тыс. рублей;

- государственные контракты от 19.12.2008 N 17 и N 20 с обществом с ограниченной ответственностью “ЕвроХолдинг“ на выполнение комплекса работ по вывозу на специализированные полигоны с целью дальнейшей утилизации и захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смета-грунта, тары, хранящихся, в том числе, в СХА “Стригайская“, с. Стригай Базарно-Карабулакского района Саратовской области и у индивидуального предпринимателя Раилова А.А., с.
Сосновка Саратовского района. Платежными поручениями от 22.12.2008 N 30304 и N 30307 Министерством сельского хозяйства Саратовской области произведена оплата 30% аванса в сумме 230040,0 рублей и 224310,0 рублей.

Учитывая, что в приложении N 3 “Сведения о пестицидах, непригодных к применению, имеющихся на территории Саратовской области, на 01 апреля 2007 года“ к областной целевой Программе отсутствуют сведения о 15 местах хранения пестицидов, на которых проводились работы по утилизации и захоронению непригодных и запрещенных к применению пестицидов в 2008 году и 2 местах хранения пестицидов - в СХА “Стригайская“ и у индивидуального предпринимателя Раилова А.А., на которых проводился комплекс работ по вывозу на специализированные полигоны с целью дальнейшей утилизации и захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смета-грунта, тары, апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции, делает вывод о нецелевом использовании средств областного бюджета в размере 1463,88 тыс. рублей.

Между тем арбитражным апелляционным судом не учтено, что областная целевая программа не содержит указания на то, что проводимые программные мероприятия должны осуществляться исключительно на объектах, указанных в приложении N 3 “Сведения о пестицидах, непригодных к применению, имеющихся на территории Саратовской области на 01 апреля 2007 года“.

Также не учтено, что программные мероприятия на объектах, указанных в приложении N 3 к областной целевой программе, истцом проведены в полном объеме и вышеперечисленные работы на 17 объектах Министерством сельского хозяйства Саратовской области проведены дополнительно в рамках выделенных бюджетных средств.

Программой предусмотрено, что результатом ее реализации должна стать полная утилизация и захоронение (на специализированных полигонах) непригодных и запрещенных к применению пестицидов, исключение возможности загрязнения объектов окружающей природной
среды и причинения вреда здоровью населения области, экономия государственных расходов на дальнейшую работу с пестицидами, то есть улучшение экологической и эпидемиологической обстановки на территории области.

Таким образом, невключение в областную целевую программу вновь выявленных объектов, на которых проводились работы, не подтверждает использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, а проведенные мероприятия направлены на скорейшее достижение результата реализации программы, в том числе на экономию государственных расходов.

Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что отсутствие в приложении N 3 объектов, на которых проводились работы в соответствии с программными мероприятиями, не может являться основанием признания нецелевого использования бюджетных средств, поскольку в рамках исполнения вышеуказанных трех государственных контрактов выполнены работы, обусловленные областной целевой Программой и направленные исключительно на достижение целей, предусмотренных Программой.

При указанных обстоятельствах постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявления Министерства сельского хозяйства Саратовской области, подлежит отмене, решение суда первой инстанции от 22.07.2009 в этой части - оставлению в силе.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2009 по делу N А57-6061/2009 в части отказа в удовлетворении требований Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов, отменить. В указанной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.07.2009 оставить в силе.

В остальной части судебные акты по делу оставить без изменений.

Кассационную жалобу удовлетворить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.