Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.12.2009 по делу N А12-12854/2009 Федеральный закон “Об отходах производства и потребления“ регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и в процессе любой деятельности, в ходе которой образуются отходы. Несоблюдение законодательства по обращению с отходами производства и потребления влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2009 г. по делу N А12-12854/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения “Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области“

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009

по делу N А12-12854/2009

по заявлению Федерального бюджетного учреждения “Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области“ к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,

установил:

Федеральное бюджетное учреждение “Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области“ (далее - исправительная колония, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области (далее - Управление) от 19.06.2009 N 9/23-09-Э о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 решение суда первой инстанции от 10.07.2009 оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, исправительная колония обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления административного органа, освободив учреждение от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по малозначительности совершенного правонарушения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 09.06.2009 заместителем прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Волгоградской области проведена проверка исправительной колонии в области соблюдения законодательства по обращению с отходами производства и потребления.

По результатам проверки был составлен акт осмотра помещений, территорий юридического лица от 09.06.2009, в котором зафиксированы нарушения о том, что возле цеха домостроения, мельницы территория захламлена металлоломом, бытовыми отходами и отходами обработки древесины; площадка для хранения отходов переполнена картонной тарой и пустыми консервными банками; возле
емкости с мазутом имеются множественные проливы нефтепродукта ГСМ на почву, имеются отходы деревообработки; не определены места хранения опасных отходов, а также отсутствуют журналы учета образования и движения отходов производства и потребления.

Усмотрев в действиях учреждения признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель Волгоградского прокурора вынес постановление от 10.06.2009 о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении исправительной колонии.

Рассмотрев материалы, Управление вынесло постановление от 19.06.2009 N 9/23-09-Э о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением учреждение, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления административного органа, суды предыдущих инстанций сделали вывод о наличии в действиях учреждения состава вменяемого административного правонарушения, не установив процессуальных нарушений при привлечении юридического лица к административной ответственности.

Выводы судов основаны на правильном толковании и применении норм права.

В статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ обращением с отходами является любая деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовывались в процессе производства или потребления, а также
товары (продукция) утратившие свои потребительские свойства.

Указанный закон регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и в процессе любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.

Материалами дела и судом установлено, что в процессе деятельности учреждения образуются отходы производства и потребления, а именно мусор от бытовых отходов, отходы обработанной древесины и т.д. При этом исправительной колонией были нарушены установленные требования закона регулирующего порядок обращения с отходами.

Следовательно, учреждение правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений административным органом процедуры привлечения учреждения к административной ответственности судом кассационной не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда, а не обязанностью, она применяется в исключительных случаях независимо от состава административного правонарушения.

Вывод судов предыдущих инстанций о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сделан с учетом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой и апелляционной инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по делу N А12-12854/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.