Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.12.2009 по делу N А65-20053/2009 Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2009 г. по делу N А65-20053/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009

по делу N А65-20053/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Триумф“, г. Набережные Челны Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Триумф“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
(далее - антимонопольный орган) от 08.07.2009 N А151р/02 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.09.2009 в удовлетворении требования отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 решение суда первой инстанции отменено, требование общества удовлетворено.

В кассационной жалобе антимонопольный орган просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменений по следующим основаниям.

Общество в журнале “Банзай“ за декабрь 2008 года разместило рекламу следующего содержания: “Эдем центр красоты. Разработка индивидуальных и комплексных услуг. Все виды массажа: классика, антицеллюлитный, бразильский, индийский, японский, тайский, стоун-массаж. Педикюрный комплекс (аппаратный педикюр от Gehwol на массажном кресле) Подарочные карты. Адрес: Наб. Челны, Новый город, 11/09А, 2 этаж, тел.: (8552) 38-33-38, 38-22-38, 39-39-11, 9-927-484-13-86“.

Рассмотрев дело по признакам нарушения обществом законодательства о рекламе, антимонопольный орган установил, что в данной рекламе не содержится предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию услуг, предлагаемых центром красоты, отсутствует ссылка на необходимость получения консультации.

Решением от 05.06.2009 антимонопольный орган признал рекламу ненадлежащей, поскольку она не соответствует части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ (далее - Закон о рекламе, Закон), в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление от 08.07.2009 N А151р/02 о привлечении общества как рекламодателя к
административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства о рекламе.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал доказанным факт совершения им административного правонарушения.

Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, поскольку доказательств того, что рекламируемые услуги массажа относятся к медицинским услугам, не имеется.

Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Статьей 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя за нарушения законодательства о рекламе.

В Законе о рекламе (пункты 2 и 3 статьи 3) под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу части 7 статьи 5 названного Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, определены в статье 24 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 указанной статьи реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией
по применению или получения консультации специалистов.

Целью размещения в рекламе предупредительной информации такого рода является обеспечение правильного приема лекарственных препаратов, получения медицинских услуг и надлежащей эксплуатации медицинской техники.

Согласно отраслевым стандартам “Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении“, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

На основании раздела 21 отраслевого классификатора “Простые медицинские услуги“ (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 N 113, массаж относится к виду лечения с помощью простых физических воздействий на пациента. Услуги - лечебная физкультура, бассейн с минеральной водой, фототерапия, массаж согласно указанному классификатору отнесены к простым медицинским услугам (разделы 19 и 20).

Рекламное объявление общества формирует интерес к услугам разным видам массажа и направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться. Поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы. Отсутствие в рекламе существенной части информации о противопоказаниях и необходимости получения консультации специалистов приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым видом услуг.

С учетом названных обстоятельств и положений части 7 статьи 24 Закона о рекламе следует признать, что реклама общества не отвечает требованиям Закона.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, является правомерным и оснований
для отмены его решения у суда апелляционной инстанции не имелось.

Следовательно, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению без изменений.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 по делу N А65-20053/2009 отменить.

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.09.2009 по данному делу оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.