Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.12.2009 по делу N А55-14981/2009 У Пенсионного фонда Российской Федерации не имелось правовых оснований для привлечения предпринимателя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, поскольку отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии у предпринимателя наемных работников, срок представления индивидуальных сведений данной категорией лиц законом не установлен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2009 г. по делу N А55-14981/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кинель-Черкасском районе Самарской области, с. Кинель-Черкассы,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2009

по делу N А55-14981/2009

по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кинель-Черкасском районе Самарской области к индивидуальному предпринимателю Борисову А.Н., с. Березняки Кинель-Черкасского района Самарской области, о взыскании штрафа,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кинель-Черкасском районе Самарской области (далее - ГУ - Управление ПФР в Кинель-Черкасском районе Самарской области, заявитель) обратилось
в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - ИП Борисов А.Н., предприниматель) 386 руб. 40 коп. штрафа на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить названный судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Отзыв на кассационную жалобу предприниматель не представил.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, поэтому дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает следующее.

Как видно из материалов дела, ИП Борисов А.Н. зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

ГУ - Управление ПФР в Кинель-Черкасском районе Самарской области проведена проверка предпринимателя, в ходе которой установлено, что им нарушен срок, установленный статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ для предоставления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год, в связи с чем на основании решения от 13.04.2009 N 31 предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной частью
3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 386 руб. 40 коп.

ИП Борисову А.Н. направлено требование N 3040 по состоянию на 13.04.2009 об уплате штрафа в срок до 28.04.2009.

В связи с неисполнением направленного требования в добровольном порядке, ГУ - Управление ПФР в Кинель-Черкасском районе Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций в судебном порядке.

Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что поскольку отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии у предпринимателя наемных работников, а также срок представления индивидуальных сведений данной категорией лиц законом не установлен, то у управления не имелось правовых оснований для привлечения предпринимателя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

В кассационной жалобе заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что ИП Борисов А.Н. не может быть привлечен к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, поскольку предусмотренная названной нормой ответственность применяется ко всем страхователям, в том числе и к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

Судебные акты могут быть отменены или изменены в случаях, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.

Таких оснований при изучении доводов заявителя жалобы и судебного акта, принятого по делу, судебной коллегией кассационной инстанции не выявлено.

Как обоснованно указано в решении суда, в качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с абзацем восьмым статьи
1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу пятому статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ в закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 вышеназванного Закона определяет, что указанные сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях:

при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя;

при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.

Следовательно, Федеральный закон от 01.04.1996 N
27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории “страхователь“ в соответствии с данным законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Однако в настоящем деле эти обстоятельства заявителем не доказаны и не подтверждены материалами дела. В связи с этим предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом этому термину Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ об индивидуальном учете, не относится.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 вышеназванного Закона.

При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены
решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2009 по делу N А55-14981/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.