Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.12.2009 по делу N А12-18315/2009 Налоговые органы при проведении проверки соблюдения правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с населением не наделены полномочиями проводить оперативно-розыскные мероприятия, к которым, в частности, относится проверочная закупка.

Вероятно, имеется в виду дело N А12-18315/2009.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2009 г. по делу N А12-183152009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области, г. Волгоград

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 сентября 2009 года

по делу N А12-18315/2009

по заявлению исполняющего обязанности прокурора Волгоградской области, г. Волгоград, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области, г. Волгоград об оспаривании постановления от 11 марта 2009 г. N 034-60-Д-000107 о привлечении индивидуального предпринимателя Ф.И.О. г. Волгоград к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях,

установил:

исполняющий обязанности прокурора Волгоградской области, г. Волгоград обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области от 11 марта 2009 г. N 034-60-Д-000107 о привлечении индивидуального предпринимателя Ф.И.О. г. Волгоград к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 сентября 2009 г. заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области от 11 марта 2009 г. N 034-60-Д-000107 о привлечении индивидуального предпринимателя Ф.И.О. г. Волгоград к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - налоговый орган, инспекция) просит отменить судебный акт по делу, сославшись на нарушение судом норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что факт совершения правонарушения в виде неприменения контрольно-кассовой техники и невыдачи кассового чека установлен в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Из материалов дела усматривается, что 11 марта 2009 г., на основании акта проверки от 03 марта 2009 г. N 005295, протокола об административном правонарушении от 04
марта 2009 г. N 034-60-Д-000107, налоговым органом было вынесено постановление N 034-60-Д-000107 о привлечении индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление налогового органа мотивировано тем, что при проведении 03 марта 2009 г. должностными лицами инспекции проверки соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники в торговом отделе, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Казахская, 11, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. установлено, что осуществлен наличный денежный расчет за трусы мужские по цене 190 руб. без применения контрольно-кассовой техники, без выдачи бланков строгой отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.

В силу положений статьи 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел данной категории отнесено к компетенции налоговых органов.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено
на налоговые органы статьей 7 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 “Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе“.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ контрольная закупка отнесена к оперативно-розыскным мероприятиям. Данный Закон и статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации не наделяет должностных лиц налоговых органов полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Покупка трусов мужских по цене 190 руб. в торговом отделе, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Казахская, 11, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. в нарушение Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ произведена сотрудниками инспекции, данный довод подтверждается актом проверки от 03 марта 2009 г. N 005295 из которого следует, что проверка произведена должностными лицами инспекции на основании поручения от 03 марта 2009 г. N 118.

В соответствии со статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается использование доказательств, с нарушением федерального закона.

Аналогичная позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 сентября 2008 г N 3125/08.

При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции считает, что арбитражный суд первой инстанции
принял законный и обоснованный судебный акт, в силу чего основания для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 сентября 2009 г. по делу N А12-18315/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области, г. Волгоград - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.