Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.11.2009 по делу N А55-5151/2009 Заявление о признании незаконными действий уполномоченного органа по отказу в предоставлении в аренду земельного участка удовлетворено правомерно, поскольку уполномоченным органом не соблюдена процедура рассмотрения заявления, не было направлено обращение в органы местного самоуправления городского округа на предмет получения мотивированного заключения о возможности либо невозможности изготовления проекта границ земельного участка.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2009 г. по делу N А55-5151/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009

по делу N А55-5151/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Белка АГ“, г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в аренду земельного участка, при участии третьих лиц: Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог
Самарской области, г. Самара, Правительства Самарской области, г. Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Белка АГ“ (далее - ООО “Белка АГ“, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области по отказу в предоставлении заявителю в аренду земельного участка площадью 9,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Московское шоссе - проезд Масленникова, оформленных письмом от 18.12.2008 N 12-1/2508/08 (в части рассмотрения заявления, зарегистрированного 10.07.2008 N 12-1/2505/08).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы, исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, ООО “Белка АГ“ является владельцем рекламного щита, установленного по адресу: г. Самара, Московское шоссе - проезд Масленникова, на основании разрешения N 7008-щ (л. д. 13).

26 июня 2008 г. ООО “Белка АГ“ обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением, в котором просило предоставить в аренду земельный участок площадью 9,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Московское шоссе - проезд Масленникова, занимаемый вышеназванной рекламной конструкцией (л. д. 5).

Письмом от 18.12.2008
N 12-1/2508/08 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л. д. 6). Основанием для отказа послужили сведения, полученные из Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, согласно которым в границах проектов границ испрашиваемого земельного участка проходит автомобильная дорога общего пользования Самарской области Московское шоссе.

Считая причины отказа незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды, исходили из их правомерности и доказанности. При этом руководствовались положением статьи 29, пунктов 2 - 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1., 2.4. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.

В результате анализа материалов дела, судебная коллегия соглашается с выводами судов, считает их основанными на тщательном исследовании всех доказательств, установлении обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, правильном применении норм права.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 “Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара“ предусмотрено, что с 01.07.2006 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, является Департамент имущественных отношений Самарской области (в настоящее время - Министерство имущественных отношений Самарской области).

Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не
связанных со строительством (далее - Порядок).

Исходя из положений указанного Порядка, граждане и юридические лица подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка. В трехдневный срок с момента поступления заявления Министерство имущественных отношений Самарской области направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка. В недельный срок с момента поступления указанного обращения уполномоченный орган с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель подготавливает и направляет в Министерство имущественных отношений Самарской области мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения; в месячный срок обеспечивает изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.

Между тем, из материалов дела следует, что данная процедура рассмотрения заявления ООО “Белка АГ“ Министерством имущественных отношений Самарской области не выполнена, поскольку обращение в уполномоченные органы местного самоуправления городского округа Самары на предмет изготовления схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не направлялось.

Судами установлено, что ООО “Белка АГ“ просило предоставить земельный участок под уже установленной ранее рекламной конструкцией в аренду.

Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ предусмотрена возможность расположения рекламных конструкций, соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, в границах полосы отвода автомобильной дороги.

Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, что следует из пункта 1
статьи 25 вышеназванного Федерального закона.

Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. При этом согласно пункту 6 статьи 62 названного Федерального закона до 01.01.2010 при отсутствии документации по планировке территории допускается установление границ полосы отвода автомобильной дороги на основании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Министерством имущественных отношений Самарской области не представлено доказательств наличия документации по планировке территории, либо схемы расположения земельного участка под автодорогой - Московское шоссе на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Кроме того, в материалах дела имеется письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от 08.05.2009 N 11809, из которого следует, что в государственном фонде данных, полученных при землеустройстве, а также в государственном кадастре объектов недвижимости отсутствуют сведения о формировании земельного участка под объектом - автомобильная дорога общего пользования Самарской области, в границах городского округа Самары - Московское шоссе (л. д. 58).

Таким образом, из материалов дела следует, что границы земельного участка под автодорогой - Московское шоссе и земельного участка под рекламной конструкцией ООО “Белка АГ“ не определены, в связи с чем довод, изложенный в кассационной жалобе, о прохождении в границах испрашиваемого земельного участка автодороги общего пользования Самарской области - Московское шоссе, документально не подтвержден.

Ссылка Министерства имущественных отношений Самарской области на порядок установки рекламных конструкций, предусмотренный пунктом 5.1. статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, в соответствии с которым предоставление земельного участка осуществляется на основании
торгов, несостоятельна, поскольку оспоренный отказ не содержит ссылку на эту норму права.

Арбитражным судом кассационной инстанции не может быть принят во внимание довод о расположении испрашиваемого ООО “Белка АГ“ земельного участка в границах красных линий автомобильной дороги общего пользования - Московское шоссе, так как данное обстоятельство не препятствует предоставлению земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.

Таким образом, материалами дела подтверждается несоответствие оспариваемых действий Министерства имущественных отношений Самарской области нормам действующего земельного законодательства Российской Федерации и нарушение ими прав и законных интересов заявителя, в связи с чем судами обосновано удовлетворены заявленные требования.

При таких обстоятельствах, при правильном применении судами норм материального и процессуального права, полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела и имеющихся документов принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.

Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судебных инстанций и им дана соответствующая правовая оценка, которая не подлежит переоценке в суде кассационной инстанции в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу N А55-5151/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.