Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 24.11.2009 по делу N А72-5874/2009 В удовлетворении заявления об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов отказано правомерно, поскольку материалами дела доказана вина управляющей компании в неисправности регуляторов температуры в тепловых узлах системы горячего водоснабжения в подвалах жилых домов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2009 г. по делу N А72-5874/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Группа компаний РЭС“, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009

по делу N А72-5874/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Группа компаний РЭС“, г. Ульяновск, к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2009 N 479/09,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Группа компаний РЭС“ (далее - ООО
“Группа компаний РЭС“, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - Госжилинспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2009 N 479/09 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009, в удовлетворении заявленных требований обществу было отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО “Группа компаний РЭС“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на необоснованность привлечения общества к административной ответственности.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО “Группа компаний РЭС“ (управляющая организация) и Комитет жилищно-коммунального хозяйства (далее - комитет ЖКХ) мэрии г. Ульяновска (представитель собственников помещений) заключили договоры на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Ульяновск, проспект Созидателей, 74 (договор от 01.01.2008); г. Ульяновск, проспект Созидателей, 80 (договор от 24.12.2007); г. Ульяновск, проспект Созидателей, 82 (договор от 24.12.2007).

Договоры оформлены с целью выполнения управляющей организацией работ и оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в указанных многоквартирных домах.

Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома определен в разделе 8 договоров.

На основании распоряжения заместителя начальника
Госжилинспекции от 17.04.2009 N И-222 сотрудниками административного органа 17.04.2009 проведена внеплановая проверка содержания, сохранности указанных жилых домов и качественного оказания коммунальных услуг.

В ходе проверки выявлены нарушения, а именно: установлены неисправные регуляторы температуры жидкости в тепловых узлах в подвалах упомянутых домов в системе горячего водоснабжения (присоединение к трубопроводам теплового пункта установок горячего водоснабжения с неисправными регуляторами температуры воды). Тем самым обществом нарушены пункт 9.5.2 “Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок“, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115; пункт 5.3.1 “Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда“, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее - Госстрой РФ) от 27.09.2003 N 170.

Выявленные нарушение отражены Госжилинспекцией в актах инспекционных проверок от 23.04.2009 N И-222/1, N И-222/2, N И-222/3.

По факту этих нарушений административным органом 27.04.2009 в отношении ООО “Группа компаний РЭС“ составлены протоколы об административных правонарушениях N И-222/1, N И-222/2, N И-222/3 по статье 7.22 КоАП РФ.

Постановлением административного органа от 12.05.2009 N 479/09 ООО “Группа компаний РЭС“ привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Отказывая обществу в признании указанного постановления незаконным, суды правомерно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, не противоречащими Жилищному кодексу Российской
Федерации, правила содержания жилых домов, в данном случае - правила содержания и эксплуатации систем горячего водоснабжения жилых домов, расположенных по адресам: г. Ульяновск, проспект Созидателей, 74, 80, 82.

Судами установлено, что при заключении упомянутых выше договоров на управление многоквартирными домами стороны в пунктах 1 этих договоров предусмотрели, что управляющая организация по заданию собственников за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.

В пункте 19 Перечня работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества многоквартирных домов к договорам управления многоквартирными домами: от 01.01.2008 (проспект Созидателей, 74), от 24.12.2007 (проспект Созидателей, 80, 82) предусмотрено проведение ООО “Группа компаний РЭС“ необходимого ремонта для устранения выявленных неисправностей инженерных систем тепло и водоснабжения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления тепловой энергией, горячей и холодной воды.

В соответствии с пунктом 5 “Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

На основании пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального
и иного имущества.

Согласно пункту 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах “а“ - “д“ пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных, предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В соответствии с пунктом 13 Правил осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Согласно пункту 14 Правил результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).

В соответствии с пунктом 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о
сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

На основании пункта 37 Правил при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Согласно пункту 17 Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В силу положений раздела III (“Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества“) Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.

В рассматриваемом случае доказательств того, что ООО “Группа компаний РЭС“ во исполнение данного требования проводило осмотры оборудования и предлагало собственникам помещений установить регуляторы температуры жидкости в тепловых узлах в подвале домов в системе горячего водоснабжения по вышеуказанным адресам суду представлено не было.

Ссылка общества на отсутствие у него
полномочий по инициированию и организации проведения собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме обоснованно отклонена судами, поскольку в целях установления наличия или отсутствия вины общества в совершении вменяемого правонарушения необходимо выяснить принятие обществом всех зависящих от него мер для исполнения обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных домов, переданных ему в управление.

Как установлено судами, об эксплуатации сетей горячего водоснабжения без исправных регуляторов температуры жидкости общество знало с даты принятия зданий в управление, но не предприняло никаких мер для решения вопроса об установке регуляторов температуры жидкости.

Кроме того, судами правильно отмечено, что муниципальная собственность составляет в общем имуществе значительную часть, так как договоры на управление домами оформлены с представителем муниципальной собственности - комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска. При этом вопрос с представителем собственника - комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска об установке регуляторов температуры жидкости обществом также не решался.

Ссылку общества на “Схему открытой системы теплоснабжения“ приложения N 1 СанПиН 4723-88 “Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения“, утвержденных Министерством здравоохранения СССР 15.11.1988 N 4723-88, суды обоснованно отклонили. Обязательная установка автоматического регулятора в системе горячего водоснабжения предусмотрена в “Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда“, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170. Учитывая, что указанное Постановление Госстроя РФ является более поздним документом по дате принятия, СанПиН 4723-88 должен применяться с учетом требований этого Постановления.

Требования к обязательной установке автоматического регулятора температуры воды в системе горячего водоснабжения определены также в “Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок“, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.

Как указано выше, в вину обществу вменено нарушение пункта
9.5.1 “Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок“, пункта 5.3.1 “Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда“.

В соответствии с пунктом 5.3.1 “Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда“ температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.

На основании пункта 9.5.1 “Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок“ температура воды в системе горячего водоснабжения поддерживается при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Присоединение к трубопроводам теплового пункта установок горячего водоснабжения с неисправным регулятором температуры воды не допускается.

Факт наличия установленных неисправных регуляторов температуры жидкости в тепловых узлах в подвалах проверенных домов в системе горячего водоснабжения подтвержден материалами дела.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судами сделан обоснованный вывод о том, что с момента принятия домов в управление до момента проверки (апрель 2009 года) ООО “Группа компаний РОС“ не предприняло никаких мер для установки годных к эксплуатации терморегуляторов в системе горячего водоснабжения. Соответственно в действиях (бездействии) общества имеется состав вменяемого ему административного правонарушения.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.

Суды не усмотрели также признаков малозначительности совершенного обществом правонарушения. Переоценка этих выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом
рассмотрения судов предыдущих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

В частности, суды правомерно не приняли доводы общества о необоснованном применении административным органом Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (поскольку, по мнению общества, оно является ведомственным актом для государственных и муниципальных органов и не носит обязательного характера для общества).

Судами обоснованно отмечено, что указание в пункте 1 утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 “Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда“ на то, что они являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, не свидетельствует о том, что эти правила не обязательны для исполнения собственниками помещений и по их поручению управляющей компанией.

Довод общества о неверном указании в Постановлении административного наименования нормативного правового акта, предусматривающего административную ответственность за совершенное обществом правонарушение, также обоснованно не принят судами. Ошибочное указание в мотивировочной части оспариваемого постановления “Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях“ вместо “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“ не отразилось на содержании постановления. Кроме того, в резолютивной части постановления совершенное обществом правонарушение квалифицировано правильно по статье 7.22 КоАП РФ.

Иные доводы кассационной жалобы правильность выводов судебных инстанций не опровергают.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по делу N А72-5874/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без
удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.