Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.11.2009 по делу N А55-2397/2009 Из буквального толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2009 г. по делу N А55-2397/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “АВТОВАЗ“, г. Тольятти Самарской области,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2009

по делу N А55-2397/2009

по исковому заявлению открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала - Самарского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги, г. Самара, к открытому акционерному обществу “АВТОВАЗ“, г. Тольятти Самарской области, о взыскании 36 747 руб. 09 коп., с участием третьего лица - открытого акционерного общества “РейлТрансАвто“,
г. Москва,

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала - Самарского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги, г. Самара (далее - ОАО “РЖД“, железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу “АВТОВАЗ“, г. Тольятти (далее - ОАО “АВТОВАЗ“) о взыскании 36 747 руб. 09 коп. платы за пользование вагонами.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено открытое акционерное общество “РейлТрансАвто“ (далее - ОАО “РейлТрансАвто“, общество).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2008 иск удовлетворен частично, с ОАО “АВТОВАЗ“ в пользу ОАО “РЖД“ взыскано 34 931 руб. 54 коп. платы за пользование вагонами.

Судебная инстанция, удовлетворяя исковые требования, исходила из того, что положения статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - УЖТ РФ) допускают начисление платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО “РЖД“, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами путей необщего пользования.

В кассационной жалобе ОАО “АВТОВАЗ“, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебное решение предлагается отменить как принятое с нарушением норм материального права и без учета выработанной судебно-арбитражной практике.

В судебном заседании представитель ОАО “АВТОВАЗ“ поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзыве на нее и выступлении представителя лица, участвующего в деле, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемое судебное решение в части взыскания 34 931 руб. 54 коп. подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между ОАО “РЖД“, открытым
акционерным обществом “АвтоВазТранс“ (владелец) (далее - ОАО “АвтоВазТранс) и ОАО “АВТОВАЗ“ (контрагент) заключен договор от 30.06.2006 N 3/369 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования владельца при станции Тольятти Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО “РЖД“.

Пунктом 12 названного договора стороны предусмотрели, что на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается общий для всех вагонов технологический срок оборота вагонов - 14,51 часа.

Обслуживание и организация движения на подъездном пути ОАО “АВТОВАЗ“ производится на основании Инструкции, утвержденной 05.07.2004 Самарским отделением Куйбышевской дороги.

Отношения между ОАО “РейлТрансАвто“ и ОАО “АВТОВАЗ“ по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией перевозки грузов железнодорожным транспортом, регулируются заключенными между ними договорами от 02.05.2007 N 46-ДП и N 47-ДП (подписанные с учетом протоколов согласования разногласий).

На основании дорожных ведомостей от 12.03.2008 N ЭМ619898, ЭМ534928, 49587467, 49587468, 49587469, 49587543, 49587544 в адрес ОАО “АВТОВАЗ“ прибыли порожние вагоны после выгрузки автомобилей.

В результате простоя вагонов на путях станции Тольятти с 12.03.2008 до 16.03.2008 железная дорога составила акт общей формы от 12.03.2008 N 2/132.

За простой вагонов на путях общего пользования, прибывших в адрес ОАО “АВТОВАЗ“, железная дорога в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, с учетом требований пункта 12 постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 начислила плату за пользование вагонами, которая составила 36 747 руб. 09 коп.

Претензия от 05.12.2008 N 2078пр/НОДЮ-3 оставлена ОАО “АВТОВАЗ“ без удовлетворения.

Данные обстоятельства и послужили правовым основанием для обращения железной дороги с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, может
быть взыскана в пользу ОАО “РЖД“ при отсутствии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.

В силу статьи 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.

Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.

Размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“ ОАО “РЖД“ относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в
договорах с этими перевозчиками.

В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.

УЖТ РФ определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции. Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 УЖТ РФ.

Из буквального толкования статьи 39 УЖТ РФ не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО “РЖД“, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Договором от 30.06.2006 N 3/369 также не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определен размер такой платы.

При названных обстоятельствах суд необоснованно удовлетворил иск железной дороги, применив в данном случае Тарифное
руководство N 2 со ссылкой на положения статьи 39 УЖТ РФ.

При обжаловании в кассационном порядке судебного акта, основанного на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, суд кассационной инстанции учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта (пункт 5.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17, с изменениями от 14.02.2008).

Кроме этого, из материалов дела следует, что спорные вагоны являются собственностью ОАО “РейлТрансАвто“, которое вносило плату, установленную договором, заключенным с железной дорогой, как за перевозку грузов, так и за пользование вагонами, следовательно, повторное взыскание платы с грузополучателя либо владельца путей необщего пользования не допускается.

Согласно пункту 3 статьи 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к задачам подготовки дела к судебному разбирательству являются определение характера спорного правоотношения.

Пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 “О подготовке дела к судебному разбирательству“ разъяснено, что в целях единообразного толкования и применения норм материального права и норм процессуального права необходимо в каждом случае при подготовке дела к судебному разбирательству проанализировать судебную практику применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Правовая позиция относительно применения положений статьи 39 УЖТ РФ была изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, однако при принятии решения суд первой инстанции не учел выработанную судебно-арбитражную практику по данному вопросу.

Таким образом, решение суда подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289,
319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2009 по делу N А55-2397/2009 в части взыскания 34 931 руб. 54 коп. платы отменить, в удовлетворении иска в этой части отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Взыскать с открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Куйбышевская железная дорога“, г. Самара, в пользу открытого акционерного общества “АВТОВАЗ“, г. Тольятти, 1000 руб. расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.