Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 N 05АП-3211/2008 по делу N А24-5144/2008 Иск о признании незаконным бездействия таможенного органа, удовлетворен правомерно, поскольку представленные истцом документы и сведения позволяли определить таможенную стоимость товара по цене сделки с ввозимыми товарами и принять решение о выпуске товаров.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2009 г. N 05АП-3211/2008

Дело N А24-5144/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 01.04.2009.

Полный текст постановления изготовлен 03.04.2009.

Пятый арбитражный апелляционный суд,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Камчатской таможни на решение от 05 декабря 2008 г. судьи Ф. по делу N А24-5144/2008 Арбитражного суда Камчатского края по заявлению индивидуального предпринимателя Д. к Камчатской таможне

о признании бездействия незаконным

установил:

индивидуальный предприниматель Д. (далее - заявитель, предприниматель, декларант) обратился в арбитражный суд с заявлением, согласно которому просит признать незаконным бездействие должностных лиц таможенного поста “Морской порт Петропавловск-Камчатский“ Камчатской таможни, выразившееся в непринятии решения о выпуске товаров по ГТД N 10705030/040908/0002436.

Решением суда от 05.12.2008 г.
заявленные требования удовлетворены.

Камчатская таможня, не согласившись с решением суда, подала апелляционную жалобу, и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что судом в нарушении норм АПК РФ, в большей части, были рассмотрены обстоятельства, не имеющие отношение к рассмотренному спору и не оспоренные ИП Д. Таможня указывает на то, что предприниматель самостоятельно определил таможенную стоимость товара по ГТД N 10705030/040908/0002436, представив таможенному органу свое решение на установленном бланке, согласно Положению о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, утвержденному Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 N 1399, при этом отказавшись от консультаций с таможенным органом. Также декларантом были представлены КТС-1 и ДТС-2 с указанием на самостоятельную корректировку таможенной стоимости товара декларантом. Таможенный орган лишь согласился с принятым декларантом решением по корректировке, однако суд сделал вывод о том, что корректировку таможенной стоимости осуществил таможенный орган. Более того, самим предпринимателем корректировка таможенной стоимости не оспаривалась. Таможенный орган указывает, что в решении суда содержатся противоречивые выводы, а также оспаривает указание на то, что сам по себе риск не может рассматриваться в качестве необходимого и достаточного условия для признания правомерными оспариваемых действий и бездействия в целом. По мнению таможни, в рассматриваемом случае имеет место выявленный риск, о чем свидетельствует запись от 04.09.2008 на оборотной стороне ГТД N 2436 “12/200000/180608/00263 применен к товару“ - вероятность неверного указания кода товара согласно ТН ВЭД, т.е. у таможенного органа имелась информация о нарушении таможенного законодательства. Признавая обязательность анализа и оценки рисков, суд в то же время не признает риск необходимым и достаточным условием для признания
правомерности действия и бездействий таможни, что является неверным, поскольку риск, его оценка и анализ взаимосвязаны. Выявленный таможней риск, предусматривал принятие решения таможенным органом по классификационному коду товара согласно ТН ВЭД России. В силу п. 50 Инструкции о действиях должностных лиц, таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене, утвержденной Приказом ФТС РФ от 11.01.2008 N 11 уполномоченное лицо таможенного органа принимает решение о выпуске товаров только после исполнения решения о классификации товара. В связи с тем, что декларант не внес скорректированные требования о коде ТН ВЭД в гр. 33 ГТД, а также не внес причитающиеся к доплате таможенные платежи на счет Камчатской таможни, данные обстоятельства явились причиной несоблюдения условий для выпуска товаров. В этой связи, заявитель жалобы указывает, что товар не был выпущен не по вине таможни, а из-за нежелания декларанта исполнять законное требование таможенного органа.

Кроме того, денежные средства, внесенные ИП Д. на счет Камчатской таможни платежными поручениями N 96 и N 126, являются авансовыми платежами. Имущество ИП Д. не может быть самостоятельно рассмотрено Камчатской таможней, как свидетельство его намерения оплатить таможенные платежи по ГТД N 2436.

Представитель Камчатской таможни в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель ИП Д. с жалобой не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить судебный акт без изменения, представлен письменный отзыв.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционной суд считает, что решение отмене не подлежит по
следующим основаниям.

В соответствии со свидетельством серии 41 N 000226802 Д. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно материалам дела, 20.03.2007 г. между индивидуальным предпринимателем Д. (покупатель) и компанией “Marukane Auto Hanbai Co. Ltd.“ (Япония) (продавец) заключен контракт N MS 1/2007. По условиям контракта продавец обязуется продать, а покупатель получить и оплатить на условиях CIF или CFR, порт Петропавловск-Камчатский, по согласованию сторон, следующие товары: автомобили и мотоциклы; специализированную технику и оборудование; автомобильные колеса, покрышки и колесные диски; плавучие средства и технику морского исполнения; различные запасные части, двигатели и масла; технологическое и строительное оборудование; текстильные и строительные материалы; бытовую технику и товары народного потребления. Товар может быть как новым, так и бывшим в эксплуатации, и поставляется различными партиями. На каждую поставляемую партию товаров стороны заключают дополнительное соглашение, в котором определяется и фиксируется наименование, количество, цена, качество и технические характеристики поставляемого товара (раздел I контракта).

В разделе II контракта стороны установили, что цена на поставляемый товар устанавливается в долларах США. Общая сумма по контракту составляет 1000000 долларов США. Цены понимаются на условиях CIF или CFR, порт Петропавловск-Камчатский, в соответствии с Incoterms 2000, включая стоимость упаковки, маркировки и доставки в порт выгрузки на каждую конкретную партию.

Согласно разделу III контракта, поставка товара производится в сроки, указанные в соглашении на поставляемую партию. Датой поставки считается дата чистого бортового коносамента, выписанного на имя покупателя. Разделом IV контракта определен порядок оплаты, а именно: платежи производятся в смешанной форме, либо в виде предоплаты за одну или несколько приобретенных партий, либо оплата производится после поставки, в сроки, оговоренные дополнительным соглашением к каждой отдельной
партии товара. Форма оплаты: банковский перевод.

Срок действия контракта определен до 31.12.2007 г. Все приложения к настоящему контракту составляют его неотъемлемую часть. Все изменения и дополнения к этому контракту действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме.

В соответствии с дополнением от 28.12.2007 б/н к контракту от 20.03.2007 N MS 1/2007 общая сумма по контракту составляет 2000000 долларов США. Срок действия контракта установлен до 31.12.2008 г. В целях выполнения обязательств по оплате товара, предусмотренных контрактом, заявитель 13.06.2007 в Камчатском филиале ОАО “Банк Москвы“ открыл паспорт сделки N 07060003/2748/0038/2/0 на сумму 1000000 долларов США, с датой завершения 31.12.2008, который уточнялся по сумме - до 2000000 долларов США.

Кроме того, к контракту составлено дополнительное соглашение от 10.08.2008 N 12, согласно которому сторонами определен товар, поставляемый двенадцатой партией в рамках контракта от 20.03.2007 N MS 1/2007, с указанием качества, количества и цены. Общая сумма названной поставки составляет 62570 долларов США. Поставка приобретаемого товара производится продавцом на условиях CFR порт Петропавловск-Камчатский в срок до 30.08.2008 г.

Оплата поставляемого по настоящему соглашению товара производится покупателем согласно выставленному продавцом счету (инвойсу) на оплату товара. Товар предоставляется на реализацию. В случае предоплаты, окончательная оплата, согласно выставленным инвойсам, должна производиться в течение 90 дней после поставки товара в порт Петропавловск-Камчатский. Если при получении данной партии товара покупатель не заявит своих претензий в 10-ти дневный срок, товар считается принятым по качеству и количеству.

10.08.2008 продавец - компания “Marukane Auto Hanbai Co. Ltd.“ выставил покупателю инвойс N 7/08 на сумму 2100 долларов США. 04.09.2008 ИП Д. подал в Камчатскую таможню ГТД N
10705030/040908/0002436 с приложением пакета документов на ввоз товара на территорию Российской Федерации согласно контракту от 20.03.2007 N MS 1/2007 и дополнительному соглашению от 10.08.2008 N 12, определив таможенную стоимость товара путем применения первого метода - по цене сделки с ввозимыми товарами.

В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости к указанной ГТД декларант представил: контракт от 20.03.2007 N MS 1/2007; дополнение от 28.12.2007 б/н; дополнительное соглашение от 10.08.2008 N 12; коносамент от 18.08.2008 N DS-0007; инвойс от 10.08.2008 N 7/08; платежные поручения от 16.06.2008 N 96 и от 24.07.2008 N 126, подтверждающие оплату авансовых таможенных платежей; паспорт сделки N 07060003/2748/0038/2 /0.

При контроле таможенной стоимости товара, заявленного к таможенному оформлению и таможенному контролю по ГТД N 2436, у таможенного органа возникли сомнения по таможенной стоимости товара (непредставление документов в объеме, достаточном для подтверждения сведений о таможенной стоимости товара), что явилось основанием для направления 04.09.2008 должностным лицом таможенного поста решения в виде дополнения N 1 к ГТД N 2436 в порядке пункта 5 статьи 323 Таможенного кодекса РФ о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров.

Согласно данному решению декларанту необходимо в срок до 19.09.2008 прибыть в отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста “Морской порт Петропавловск-Камчатский“ для проведения консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров и определения стоимости задекларированного товара с использованием выбранного в ходе консультации метода таможенной оценки. Данное решение получено представителем декларанта А. 04.09.2008, о чем свидетельствует его подпись на дополнении N 1 к ГТД N 2436.

19.09.2008 декларантом самостоятельно произведена корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей другим методом с
представлением уполномоченному должностному лицу таможенного поста следующих документов: КТС-1, ДТС-2, решения декларанта по форме, установленной приложением 4 к Положению о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденному Приказом ГТК Российской Федерации от 05.12.2003 N 1399. Скорректированная таможенная стоимость была принята таможенным органом 19.09.2008.

При таможенном оформлении ГТД N 2436 должностным лицом таможенного поста “Морской порт Петропавловск-Камчатский“ Камчатской таможни были выявлены риски, содержащиеся в региональных профилях риска N 55/10000/11062008/00228 (интуитивный риск, направлен на принятие мер по минимизации риска нарушения таможенного законодательства) и N 12/10000/18062008/00263 (классификация товаров по кодам ТН ВЭД России).

Поскольку должностными лицами таможенного поста “Морской порт Петропавловск-Камчатский“ Камчатской таможни были обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товара сведения о коде ТН ВЭД России могут являться недостоверными, 19.09.2008 таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса РФ.

В ходе последующего таможенного контроля Камчатской таможней проведена дополнительная проверка в форме таможенного досмотра товара в соответствии со статьей 372 Таможенного кодекса РФ, о чем 19.09.2008 составлен акт таможенного досмотра товаров и транспортных средств N 10705030/190908/000230.

По результатам проведения таможенного досмотра установлено, что имеется вероятность нарушения таможенного законодательства, в результате чего была подтверждена необходимость принятия решения по профилю риска N 12/10000/18062008/00263, в связи с чем ГТД со всеми документами 22.09.2008 направлена в координирующее подразделение таможни - отдел применения средств управления рисками, который, в свою очередь, 23.09.2008 направил ГТД в функциональный отдел товарной номенклатуры и торговых ограничений.

Для принятия решения по профилю риска 24.09.2008 отделом товарной номенклатуры и торговых ограничений Камчатской таможни в
порядке статьи 378 Таможенного кодекса РФ вынесено постановление о назначении идентификационной экспертизы товара.

17.10.2008 должностным лицом регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивосток проведена идентификационная экспертиза и составлено заключение эксперта N 3096/2008.

31.10.2008 с учетом результатов проведенной экспертизы, Камчатской таможней принято решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД по коду 8704 22 990 3, копии заключения эксперта и решения о классификации товара направлены предпринимателю письмом 05.11.2008 исх. N 06-27/8030. Одновременно Камчатская таможня 05.11.2008 направила в адрес заявителя требование о корректировке сведений о коде ТН ВЭД России и внесении причитающихся к доплате таможенной пошлины и налогов в сумме 1575485 руб. 04 коп. Данное требование получено представителем предпринимателя А. 05.11.2008.

Таким образом, выпуск товара по ГТД N 2436 осуществлен не был по причине проведения дополнительной проверки в установленном законом порядке. Поскольку до настоящего времени декларантом в отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста “Морской порт Петропавловск-Камчатский“ не представлен платежный документ или его копия, подтверждающие факт уплаты дополнительно начисленных сумм таможенных платежей, Камчатская таможня полагает, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 149 Таможенного кодекса РФ данный факт является основанием для невыпуска товара по ГТД N 10705030/040908/0002436.

Посчитав, что при декларировании товара представлены все документы, подтверждающие правомерность определения таможенной стоимости товара по цене сделки, а должностными лицами таможенного поста “Морской порт Петропавловск-Камчатский“ Камчатской таможни не принято решение о выпуске товаров по ГТД N 2436 в соответствии с требованиями статей 152, 153 Таможенного кодекса РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения сторон, коллегия
пришла к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения (пункт 1 статьи 131 ТК РФ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 149 ТК РФ выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные статьей 152 настоящего Кодекса, если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 152 Кодекса устанавливает, что таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случаев продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 настоящего Кодекса.

Как видно из материалов дела, спорные товары задекларированы по ГТД N 2436 от 04.09.2008, однако Камчатская таможня при проверке данной декларации пришла к выводу, что декларантом неправильно определен код товара по ТН ВЭД России, в связи с чем она, руководствуясь требованиями пункта 1 статьи 153 ТК РФ, приостановила выпуск товаров.

Указанная норма права предусматривает, что при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 настоящего Кодекса, выпуск товаров не осуществляется.

Выпуск
товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки. Таможенный орган сообщает декларанту в письменной форме размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.

Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями настоящей статьи.

Как видно из материалов дела, по данному делу спор возник ввиду несоблюдения таможней ее контрольных функций, которое повлекло нарушение законных интересов общества.

Из материалов дела усматривается, что требованием от 05.11.2008 Камчатская таможня известила ИП Д. о необходимости в срок до 01.12.2008 скорректировать сведения о коде ТН ВЭД России, заявленные в графе 33 ГТД с 8705901000 на 8704229903, а также внести, причитающиеся к доплате таможенные пошлины и налоги в сумме 1575485,04 руб.

Пунктом 1 статьи 359 Кодекса установлено, что при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом установлены более короткие сроки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 323 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

При этом в силу статьи 19 Закона “О таможенном тарифе“ основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.

Согласно пункту 1 статьи 63 Таможенного кодекса РФ таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, пункт 2 статьи 14 Таможенного кодекса РФ предусматривает, что при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

При этом закрепленные в статье 367 Таможенного кодекса РФ полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

В силу положений пунктов 2 - 4 статьи 358 Таможенного кодекса РФ при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. Согласно пункту 2 Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК РФ от 26.09.2003 N 1069, и пунктом 2 статьи 358 Таможенного кодекса РФ под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения следующих нарушений таможенного законодательства Российской Федерации: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, определяет стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков.

Таким образом, система управления рисками предполагает обязательность и результативность анализа и комплексной оценки рисков. Сам по себе “риск“ не может рассматриваться в качестве необходимого и достаточного условия для признания правомерными оспариваемых действий и бездействия в целом.

Из материалов дела видно, что в подтверждение правильности определения таможенной стоимости товара по цене сделки предприниматель Д. представил в таможню необходимый комплект документов, предусмотренных статьей 131 Таможенного кодекса РФ и Приложением N 3 Приказа ФТС РФ от 25.04.2007 N 536, которые содержат точные сведения о стоимости ввозимого товара. В числе документов, подтверждающих заявленную в ГТД N 10705030/040908/0002436 таможенную стоимость, декларант представил контракт от 20.03.2007 N MS 1/2007; дополнение от 28.12.2007 б/н; дополнительное соглашение от 10.08.2008 N 12; коносамент от 18.08.2008 N DS-0007; инвойс от 10.08.2008 N 7/08; платежные поручения от 16.06.2008 N 96 и от 24.07.2008 N 126, подтверждающие оплату авансовых таможенных платежей; паспорт сделки N 07060003/2748/0038/2/0.

Доводы Камчатской таможни о невозможности рассмотрения представленных заявителем документов в качестве достоверно подтверждающих и достаточных для определения заявленной таможенной стоимости товара путем применения первого метода - по цене сделки, являлся предметом подробного исследования судом первой инстанции.

Судом установлено и следует из материалов дела, что представленный в таможенный орган инвойс от 10.08.2008 N 7/08 соотносится с контрактом от 20.03.2007 N MS 1/2007 и дополнительным соглашением от 10.08.2008 N 12, содержит номер выше указанного контракта и дополнительного соглашения. Кроме того, указанные в инвойсе стороны, а также наименование товара соответствуют контракту от 20.03.2007 N MS 1/2007 и дополнительному соглашению от 10.08.2008 N 12.

Кроме того, количество декларируемого для ввоза через таможенную территорию РФ товара соответствует инвойсу от 10.08.2008 N 7/08 и не превышает общее количество товара по условиям контракта от 20.03.2007 N MS 1/2007.

Также предпринимателем представлены таможенному органу платежные, транспортные и другие документы, содержащие исчерпывающую информацию о цене сделки. Таможенный орган не опроверг достоверность содержащихся в представленных документах сведений, и не доказал невозможность использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости и не установила зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий.

Согласно коносаменту от 18.08.2008 N DS-0007, груз поступил на склад временного хранения Камчатской таможни 01.09.2008. В соответствии с дополнительным соглашением от 10.08.2008 N 12 оплата поставляемого по настоящему соглашению товара производится покупателем согласно выставленному продавцом счету (инвойсу) на оплату товара. В случае предоплаты, окончательная оплата, согласно выставленным инвойсам, должна производиться в течение 90 дней после поставки товара в порт Петропавловск-Камчатский. Если при получении данной партии товара покупатель не заявит своих претензий в 10-ти дневный срок, товар считается принятым по качеству и количеству.

Более того, судом установлено, что дополнительное соглашение от 10.08.2008 N 12 к контракту от 20.03.2007 N MS 1/2007 подписано обеими сторонами, никаких претензий сторонами не предъявлялось, более того, последующее отсутствие каких-либо претензий со стороны покупателя подтверждает факт принятия товара по качеству и количеству.

С учетом изложенного, представленные декларантом в Камчатскую таможню документы и сведения позволяли определить таможенную стоимость товара по первому методу, оснований для корректировки таможенной стоимости не имелось.

Указание в жалобе на то, что декларант самостоятельно скорректировал таможенную стоимость, правового значения для существа рассматриваемого спора не имеет, поскольку последним избран способ защиты своих прав путем обжалования бездействия должностных лиц таможенного поста “Морской порт Петропавловск-Камчатский“ Камчатской таможни в связи с не принятием решения о выпуске товара по ГТД N 10705030/040908/0002436 в срок, установленный частью 1 статьи 152 ТК РФ.

Согласно материалам дела, ГТД N 2436 принята таможенным органом 04.09.2008, о чем свидетельствует печать и подпись государственного таможенного инспектора отдела таможенных отношений и таможенного контроля таможенного поста “Морской порт Петропавловск-Камчатский“ Камчатской таможни Б.

В силу пункта 1 статьи 132 Таможенного кодекса РФ факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.

По общему правилу исчисление срока выпуска товара, установленного статьей 152 Таможенного кодекса Российской Федерации, следует начинать с момента регистрации (получения) таможенной декларации таможенным органом, включая указанный день в общий срок выпуска товара, при этом рабочими днями считаются официально установленные рабочие дни на всей территории Российской Федерации, в которые не включаются выходные и праздничные дни (пункт 1 статьи 9, статья 407 Таможенного кодекса РФ, статья 111 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, в силу положений пунктов 3 и 6 статьи 153 Таможенного кодекса РФ таможенному органу следовало принять решение о выпуске товара по ГТД N 10705030/040908/0002436 не позднее 08.09.2008. Однако как было установлено, товар, задекларированный по ГТД N 2436 до настоящего времени Камчатской таможней не выпущен, что правомерно расценено судом первой инстанции как незаконное бездействие.

В соответствии с частью 3 статьи 330 Таможенного кодекса РФ денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 Таможенного кодекса РФ.

При этом в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации, либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.

Пункт 10 Правил приема ГТД, утвержденных Приказом ГТК России от 29.11.2002 N 1284, предусматривает право декларанта представить одновременно с ГТД другие документы, используемые таможенным органом для принятия решения о выпуске товаров в соответствии с условиями заявленного таможенного режима.

С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 3 статьи 330 Таможенного кодекса РФ, представление ГТД одновременно с платежными поручениями от 16.06.2008 N 96 и от 24.07.2008 N 126, из которых однозначно усматривается наличие денежных средств в сумме, превышающей необходимую для обеспечения уплаты таможенных платежей, свидетельствовали о намерении предпринимателя использовать денежные средства в качестве таможенных платежей в отношении конкретной партии товаров.

Таким образом, предпринимателем представлены таможенному органу все сведения и документы, необходимые для выпуска товаров, в предусмотренные статьей 152 Таможенного кодекса РФ, однако Камчатская таможня данные действия не произвела, чем допустила незаконное бездействие, повлекшее нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 05 декабря 2008 г. по делу N А24-5144/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.