Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 13.11.2009 по делу N А55-3597/2009 Заявленные требования о признании недействительным отказа регистрационного органа в государственной регистрации договора аренды на объект недвижимого имущества удовлетворены, поскольку заключение спорных договоров аренды не является актом нового предоставления земельных участков, а является лишь юридическим действием по приведению уже действующих договоров в соответствие с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2009 г. по делу N А55-3597/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009

по делу N А55-3597/2009

по заявлению открытого акционерного общества “Волгоэнергопромстройпроект“, г. Самара, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, с участием третьих лиц - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г.
Самара, государственного учреждения Самарской области “Самарский лесхоз“, г. Самара, о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

открытое акционерное общество “Волгоэнергопромстройпроект“ (далее - заявитель, ОАО “Волгоэнергопромстройпроект“) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган) о признании недействительным отказа, изложенного в сообщении от 03.12.2008 N 01/162/2008-665, в государственной регистрации договора аренды от 15.10.2008 N 172/12 на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 0,5 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 76, и обязании устранить допущенные нарушения.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, регистрирующий орган обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. Заявитель указывает на нарушение судами норм материального права.

В судебном заседании 05.11.2009 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 11 часов 05 минут 06.11.2009.

Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы, исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, 22.07.2008 ОАО “Волгоэнергопромстройпроект“ обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 14.03.2003 N 172 на объект недвижимого имущества - лесной участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, о. Поджабный,
квартал 76 Пригородного лесничества, рыболовно-спортивная база, площадью 0,5 га. Впоследствии на регистрацию заявителем был представлен также договор аренды лесного участка от 15.10.2008 N 172/12 (т. 1 л. д. 10 - 17).

03 декабря 2008 г. сообщением N 01/162/2008-665 в государственной регистрации отказано (т. 1 л. д. 41 - 46).

Основанием для отказа в регистрации регистрирующий орган указал на наличие противоречий в представленных документах в части адреса участка. Согласно заявлению о регистрации лесной участок, право на который заявлено на регистрацию, расположен по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, о. Поджабный, квартал 76 Пригородного лесничества, рыболовно-спортивная база, однако в соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии Департамента лесного хозяйства Самарской области по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, а также тексту договора лесного участка от 15.10.2008 ОАО “Волгоэнергопромстройпроект“ предоставлен лесной участок, расположенный по иному адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал 76.

Кроме того, основанием для отказа в регистрации явилось отсутствие регистрации права федеральной собственности на передаваемый в аренду участок, а также несоответствие представленного договора от 15.10.2008 N 172/12 требованиям Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, а именно отсутствие неотъемлемой части договора - кадастровой карты (плана), либо плана лесного участка, заверенного органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, а также отсутствие в договоре указания на существенные условия (кадастровый номер либо номер учетной записи в государственном лесном реестре).

Считая отказ регистрирующего органа в государственной
регистрации незаконным и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судебная коллегия считает выводы судов первой и апелляционной инстанций о признании недействительным отказа изложенного в сообщении от 03.12.2008 года N 01/162/2008-665 регистрирующего органа законными и основанными на материалах дела в силу следующего.

Право аренды на спорный земельный участок было приобретено заявителем на основании распоряжения губернатора Самарской области от 04.01.2003 N 2-р “О проведении лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда“ и на основании распоряжения Правительства Самарской области от 25.10.2004 N 158-р “О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда“ (т. 1 л. д. 19 - 27).

На основании протокола о результатах лесного конкурса с заявителем был заключен договор аренды участка лесного фонда от 14.03.2003 N 172 и произведена его передача по акту приема-передачи от 14.03.2003 (т. 1 л. д. 18).

При этом в указанных договорах содержится указание на предоставление участков для культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года.

В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Таким образом, моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорных участков является момент проведения конкурса на заключение договоров аренды. На указанный момент действовал Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года, в соответствии со статьей 10 которого в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса. В соответствии со статьей
18 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

В материалах дела отсутствуют данные об оспаривании или признании конкурса по передаче в аренду участка лесного фонда, а также актов государственных органов, недействительными в установленном порядке.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что уполномоченным органом на заключение договора аренды является Департамент лесного хозяйства Самарской области, а не Министерство имущественных отношений Самарской области.

В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009 года.

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.

Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Вид использования лесов указывается в решении в
целях приведения условий договора в соответствии со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 “О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности“.

Согласно пунктам 1.1, 2.2.2 Положения о Департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007 N 9, Департамент является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

Из материалов дела следует, что 15.10.2008 Департаментом лесного хозяйства Самарской области принято решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда, подписанного 14.03.2003 между ОАО “Волгоэнергопромстройпроект“ и государственным учреждением “Самарский лесхоз“ на основании протокола о результатах лесного конкурса от 14.03.2003, с указанием местоположения лесного участка: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 76, и вида использования лесного участка в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации: для осуществления рекреационной деятельности (т. 1 л. д. 40).

На основании вышеуказанного решения 15.10.2008 между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ОАО “Волгоэнергопромстройпроект“ был заключен по установленной форме договор аренды лесного участка N 172/12, который затем представлен заявителем на государственную регистрацию в регистрирующий орган 22.07.2008.

Таким образом, заключение договоров аренды Департаментом лесного хозяйства Самарской области с ОАО “Волгоэнергопромстройпроект“ не является актом нового предоставления земельных участков, а является лишь юридическим действием по приведению уже
действующих договоров в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.

Довод регистрирующего органа о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные лесные участки является основанием для отказа в государственной регистрации договоров аренды, является несостоятельным.

В нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регистрирующий орган не представил доказательств отсутствия регистрации права собственности Российской Федерации на спорные лесные участки на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, на момент вынесения оспариваемых отказов в государственной регистрации договоров аренды лесных участков.

Суды пришли к правильному выводу, что в материалах дела отсутствуют данные об оспаривании или признании конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда, а также актов государственных органов, недействительными в установленном порядке.

Довод регистрирующего органа о противоречиях в адресации объекта аренды в соответствии с заявлением о регистрации и выпиской из протокола заседания комиссии Департамента лесного хозяйства Самарской области от 15.10.2008 N 02-09/384 обоснованно не принят судами во внимание, поскольку формирование заявления о государственной регистрации договора аренды осуществлялось должностным лицом Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области. При этом представленные в адрес регистрирующего органа правоустанавливающие документы - договор аренды от 14.03.2003, договор аренды от 15.10.2008 N 172/12 и выписка из протокола заседания конкурсной комиссии от 15.10.2008 N 02-09/384, а также документы, содержащие описание объекта аренды - кадастровый план земельного участка от 15.01.2008, схема расположения границ лесного участка (т. 1 л. д. 14), заверенная Департаментом лесного хозяйства Самарской области, содержат один адрес - Самарская область, г. Самара, Самарский район, остров Поджабный, квартал 76 Пригородного лесничества. Таким образом, в указанных
документах какие-либо противоречия в части адреса лесного участка отсутствуют.

Кроме того, заявление о регистрации договора (т. 1 л. д. 33) содержит указание на кадастровый номер лесного участка (63:01:0801001:0561), аналогичный кадастровому номеру, указанному в кадастровом плане от 15.01.2008, также представленному регистрирующему органу, что свидетельствует об однозначной идентификации объекта арендных отношений.

Указанный адрес объекту был присвоен на основании распоряжения главы администрации Самарского района г. Самары от 20.01.2005 N 21 (т. 1 л. д. 112).

Следует отметить, что во всех представленных на государственную регистрацию документах совпадают указание адреса арендуемого участка, его кадастрового номера, площади, что позволяет однозначно определить, что и в договоре аренды лесного участка и в других документах речь идет об одном и том же участке.

Учитывая изложенное, суды сделали обоснованный вывод о том, что наличие противоречивых сведений о категории земельного участка и виде разрешенного использования в предоставленном кадастровом плане земельного участка и договорах аренды лесного участка, выписке из протокола, также не может являться основанием для отказа в регистрации.

При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального и процессуального права, полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела и имеющихся документов принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.

Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судебных инстанций и им дана соответствующая правовая оценка, которая не подлежит переоценке в суде кассационной инстанции в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по делу N А55-3597/2009
оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.