Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 N 05АП-2860/2008 по делу N А51-8505/2008-39-195 По делу о признании незаконным отказа администрации муниципального образования от ремонта подпорной стены и обязании устранить допущенные нарушения.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2009 г. N 05АП-2860/2008

Дело N А51-8505/2008-39-195

Резолютивная часть постановления оглашена 05 марта 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2009 г.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: О.Ю. Еремеевой,

судей: З.Д. Бац, Г.А. Симоновой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Агапитовой О.А.

при участии:

от товарищества собственников жилья “Покровское“: адвокат Елсукова Г.И. по доверенности от 26.02.2009 со специальными полномочиями без указания срока, удостоверение N 626 от 10.01.2003;

от администрации г. Владивостока: Офицерова О.В. по доверенности N 1-1/40 от 12.01.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, удостоверение N 2685 от 23.12.2008;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Владивостока

на решение от 07.11.2008

судьи
Н.Н. Анисимовой

по делу N А51-8505/2008-39-195 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению товарищества собственников жилья “Покровское“

к администрации г. Владивостока

о признании незаконными действий

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья “Покровское“ (далее по тексту - “Заявитель“ или “ТСЖ“) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации г. Владивостока о признании незаконным бездействия Администрации г. Владивостока (далее по тексту - Администрация) по неосуществлению полномочий по ремонту подпорной стены, расположенной вдоль восточной границы земельного участка по адресу: г. Владивосток, ул. Карла Либкнехта, 14, и мероприятий по ликвидации последствий, вызванных обрушением этой стены. Одновременно заявитель просил обязать администрацию изготовить проект и восстановить обрушившуюся подпорную стену в трехмесячный срок.

В ходе рассмотрения дела Заявитель уточнил заявленные требования и просил признать незаконными действия Администрации, выразившиеся в отказе от ремонта подпорной стены, расположенной вдоль восточной границы земельного участка по адресу: г. Владивосток, ул. Карла Либкнехта, 14, и обязать устранить допущенные нарушения.

Решением суда от 07.11.2008 заявленные требования удовлетворены.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 07.11.2008, администрация г. Владивостока просит его отменить как принятое с нарушением норм процессуального права. В обоснование заявленных требований Администрация указывает на то, что ТСЖ “Покровское“ избрало ненадлежащий способ защиты своих нарушенных прав, так как из существа настоящего спора следует, что между сторонами не возникло властных правоотношений, а спор возник из гражданских правоотношений, основанных на равенстве сторон.

В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Владивостока поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ТСЖ “Покровское“ в судебном заседании в письменном отзыве на апелляционную жалобу Администрации с доводами жалобы не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих
в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

ТСЖ “Покровское“ создано на основании решения общего собрания домовладельцев (протокол N 1 от 10.10.2001) и зарегистрировано в Главном управлении Министерства юстиции РФ по Приморскому краю 23.11.2001 за номером 4471, свидетельство о государственной регистрации серии 25-АА N 001746.

08.05.2008 в районе дома N 10а по ул. Карла Либкнехта произошло обрушение подпорной стены, которая располагалась вдоль восточной границы земельного участка, принадлежащего на праве собственности собственникам многоквартирного жилого дома N 14 по ул. Карла Либкнехта.

Поскольку обвал подпорной стены произошел во внутренний двор жилого дома N 14 по ул. Карла Либкнехта и перегородил половину участка, принадлежащего на праве собственности собственникам квартир указанного жилого дома, ТСЖ “Покровское“ письмами от 12.05.2008, от 21.07.2008 обратилось в администрацию г. Владивостока с просьбой принять срочные меры по восстановлению обрушившейся подпорной стены, а также ликвидации последствий обрушения этой стены.

В ответ на заявления ТСЖ Администрация письмом от 21.05.2008 N 5495Д уведомила Товарищество, что обрушившаяся подпорная стена является общим имуществом жильцов дома N 14 по ул. Карла Либкнехта, в связи с чем работы по текущему ремонту должны осуществляться за счет средств Товарищества.

Не согласившись с отказом администрации г. Владивостока от осуществления каких-либо мер по ликвидации последствий обвала стены и ее восстановлению и посчитав, что указанные действия Администрации не соответствуют закону и нарушают законные права и интересы ТСЖ “Покровское“, Товарищество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные ТСЖ требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный градостроительный объект находится в муниципальной собственности, на основании
чего Администрация в силу положений Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в РФ“, статьи 210 Гражданского кодекса РФ, решения Думы г. Владивостока от 17.11.2005 N 137 и постановления главы администрации г. Владивостока от 29.07.2005 N 885 (далее - Постановление от 29.07.2005 N 885) обязана была принять меры для ремонта обрушившейся подпорной стены.

Основным доводом заявителя апелляционной жалобы в пользу отмены принятого по делу судебного акта является ссылка на нарушение судом при принятии решения норм процессуального права, выразившееся в том, что спор неправомерно был рассмотрен по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а Заявителем избран ненадлежащий способ защиты своих прав, поскольку настоящий спор вытекает из гражданских правоотношений и должен был рассматриваться в порядке искового производства, по правилам раздела 2 АПК РФ.

Коллегия не соглашается с данным выводом Администрации в силу следующего:

Согласно пункту 2 статьи 29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании действий органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и статьи 201 АПК РФ действия органов местного самоуправления могут быть признаны судом незаконными в случае их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что ТСЖ “Покровское“ основывает свои требования на том, что на администрации г. Владивостока, как органе муниципальной власти, лежит обязанность по предупреждению
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (подпункт 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“), а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт 23 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“), при этом данные обязанности носят публичный характер и должны осуществляться независимо от принадлежности того или иного имущества муниципальному образованию.

Порядок реализации и осуществления указанных полномочий муниципального образования получил дальнейшее закрепление в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации и местного значения, в частности статьей 3 Закона Приморского края от 02.12.1999 N 74-КЗ “О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ (далее - Закон Приморского края от 02.12.1999 N 74-КЗ) предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2.7 решения Думы г. Владивостока от 17.11.2005 N 137 “Об утверждении Положения о порядке создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в городе Владивостоке“ при возникновении чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования для ликвидации их последствий используются резервы финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления, если созданных резервов недостаточно, то представляется заявка в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, специально уполномоченный на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“ постановлением главы администрации г. Владивостока от 29.07.2005 N 885 утверждено Положение о городском звене краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - постановление главы администрации г. Владивостока от 29.07.2005 N 885), которое определяет порядок организации и функционирования городского звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 7 постановления главы администрации г. Владивостока от 29.07.2005 N 885 установлено, что создание, реорганизация и ликвидация комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности осуществляется постановлением главы администрации города Владивостока и приказами руководителей организаций, соответственно.

Согласно пункту 8 постановления главы администрации г. Владивостока от 29.07.2005 N 885 одной из основных задач указанных комиссий является обеспечение согласованности действий администрации города Владивостока и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.

Факт обрушения подпорной стены вследствие ее аварии, выразившейся в компрессионной деформации железобетонных плит-перекрытий из-за разрушения дренажного колодца, подтверждается имеющимися в деле фотографиями и Администрацией не отрицается.

В связи с этим суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что сложившаяся на территории земельного участка, принадлежащего товариществу, обстановка отвечает признакам чрезвычайной ситуации, указанным в статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“.

Анализ указанных выше
норм права и обстоятельств, свидетельствует о том, что между администрацией г. Владивостока и ТСЖ “Покровское“ возникли правоотношения, вытекающие не из гражданских правоотношений, а из публично-правовых, являющиеся властными по своей природе.

В данном случае являются правомерными доводы Заявителя о том, что ТСЖ “Покровское“ обращалось к администрации г. Владивостока, как публично-правовому образованию, на которое действующим законодательством возложена обязанность по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с соответствующими письмами от 12.05.2008 и от 21.07.2008 с просьбой принять срочные меры по восстановлению обрушившейся подпорной стены с целью защиты граждан и их имущества, проживающих в доме N 14 по ул. Карла Либкнехта от возможных оползней скального грунта, дождей и оползней, а также ликвидации последствий обрушения этой стены.

С учетом изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм процессуального права, подлежат отклонению в силу их несостоятельности.

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что обрушившаяся подпорная стена вдоль восточной границы земельного участка Заявителя не является общим имуществом собственников помещений жилого дома N 14 по ул. Карла Либкнехта, так как находится за пределами земельного участка, предоставленного в собственность собственникам помещений этого жилого дома, и доказательств передачи ее в собственность указанных лиц в материалы дела не предоставлено.

Указанные выводы подтверждаются представленным распоряжением администрации города Владивостока от 21.09.2007 N 1498-р, которым собственникам помещений в многоквартирном доме был утвержден проект границ земельного участка в г. Владивостоке по адресу: ул. Карла
Либкнехта, 14, площадью 597 кв. м. для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома, а также кадастровым планом территории от 01.08.2008 N 28-5/08-1042 и письмом Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры (далее по тексту - УМИГА) от 14.10.2008 N 12/3-2-5343, согласно которому спорная подпорная стена является границей земельных участков, на которых расположены ТСЖ “Покровское“ (ул. Карла Либкнехта, 14) и ТСЖ “Авангард“ (ул. Карла Либкнехта, 10а).

При этом согласно кадастровому плану территории от 01.08.2008 N 28-5/08-1042 и письму УМИГА от 14.10.2008 N 12/3-2-5343 земельный участок для собственников многоквартирного жилого дома по ул. Карла Либкнехта, 10а, не сформирован, и проект границ земельного участка ТСЖ “Авангард“ не утвержден, что свидетельствует о том, что смежному землепользователю (ТСЖ “Авангард“) на момент обрушения подпорной стены не принадлежал земельный участок, на котором она расположена. Опосредованно, это также подтверждается постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Приморского края от 15.06.2005 по делу N А51-14729/03-16-615.

Кроме того в соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных в реестры или перечни, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями NN 1, 2, 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.

Согласно пункту 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ (далее - Постановление N 3020-1) к муниципальной собственности отнесены в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации).

Принимая во внимание особенности разграничения государственной собственности на собственность федеральную, краевую и муниципальную, суд приходит к выводу, что спорная подпорная стена как объект инженерной инфраструктуры, неразрывно связанный с землей, относится к муниципальной собственности.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Администрации о том, что на момент обрушения спорная подпорная стена не находилась в муниципальной собственности и расположена на территории земельного участка, не являющегося муниципальной собственностью. При этом в силу статьи 210 ГК РФ на администрации г. Владивостока, как на собственнике объекта инженерной инфраструктуры, лежит обязанность по надлежащему его содержанию.

Поскольку обвал подпорной стены произошел во внутренний двор жилого дома N 14 по ул. Карла Либкнехта и перегородил половину участка, принадлежащего на праве собственности собственникам квартир указанного жилого дома, то данные обстоятельства нарушают законные права и интересы ТСЖ “Покровское“, которое лишилось возможности эксплуатировать участок внутреннего двора жилого дома N 14 для своих целей.

Кроме того как следует из пояснений Заявителя, в результате обвала подпорной стены Товарищество как объединение домовладельцев - собственников квартир в доме N 14 по ул. Карла Либкнехта лишилось естественной защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в частности: от дождей, движения скального грунта, оползней и т.п., так как обрушившаяся подпорная стена была возведена в районе ул. Карла Либкнехта в 60-е годы ХХ века с целью обеспечения защиты жилого
сектора, расположенного на указанной улице и ул. Братской, от указанных природных явлений.

Учитывая, что письмом от 21.05.2008 N 5495Д Администрация отказалась принимать меры по ремонту подпорной стены и ликвидации последствий ее обрушения, апелляционный суд считает, что такой отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Товарищества.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно, руководствуясь статьей 201 АПК РФ, установил, что оспариваемые действия администрации г. Владивостока по отказу в осуществлении восстановления обрушившейся подпорной стены, а также ликвидации последствий ее обрушения, носят неправомерный характер и нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем признал оспариваемые действия Администрации незаконными и обязал Администрацию устранить допущенные нарушения.

На основании вышеизложенного, решение суда является законным, обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 07.11.200 по делу N А51-8505/2008-39-195 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи:

З.Д.БАЦ

Г.А.СИМОНОВА