Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.09.2009 по делу N А55-13655/2008 Иск о взыскании убытков, образовавшихся в результате предоставления истцом льгот по оплате сетевого газа отдельным категориям граждан, удовлетворен правомерно, поскольку материалами дела подтверждено, что убытки образовались в результате бездействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, выразившегося в ненадлежащем выполнении возложенных на них законодательными актами обязанностей по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за газ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2009 г. по делу N А55-13655/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009

по делу N А55-13655/2008

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью “Самарская региональная компания по реализации газа“, г. Самара, к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, о взыскании убытков, с участием третьих лиц: Финансового управления администрации городского округа Сызрань,
г. Сызрань Самарской области, администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань Самарской области, открытого акционерного общества “Сызраньгаз“, г. Сызрань Самарской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Самарская региональная компания по реализации газа“ (далее - истец, ООО “Самарарегионгаз“) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с ответчика - Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет казны соответствующего публично-правового образования (Самарской области) убытков, возникших от продажи в 2005 году сетевого газа физическим лицам (абонентам), имеющим право на льготную оплату, в сумме 783 746 руб. 97 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты и направить дело для нового рассмотрения в суд первой инстанции, полагая, что совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения иска о возмещении ущерба, в данном деле не установлена, Самарская область полностью исполнила обязанность по компенсации не полученной от потребителей платы при предоставлении льгот отдельным категориям граждан. Средства на возмещение льгот по оплате природного газа в 2005 году передавались в полном объеме открытому акционерному обществу “Сызраньгаз“ (далее - ООО “Сызраньгаз“), истцу данные средства не передавались потому, что им не представлялись необходимые сведения, подтверждающие объем фактически предоставленных льгот. Истцом не представлены документальные сведения о фактически оказанных услугах, акты сверки взаимных обязательств. ОАО “Сызраньгаз“ перечислило истцу полученную из бюджета сумму 966 721 руб., суд не применил нормы гражданского законодательства об исковой давности, истцом пропущен срок исковой давности для заявления исковых требований, связанных с предоставлением льготной оплаты газоснабжения в период с февраля
по август 2005 года. Кроме того, суд неправильно применил нормы процессуального права, поскольку имелись основания для прекращения производства по данному делу в связи с рассмотрением Арбитражным судом Самарской области дела N А55-1135/2008 по спору между теми же сторонами о том же предмете - возмещение убытков при поставке газа льготным категориям граждан в 2005 году в Сызранском районе и г. Сызрани.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей сторон, суд кассационной инстанции для удовлетворения жалобы оснований не находит.

Судом установлено, что убытки истца от продажи в 2005 году сетевого газа физическим лицам (абонентам), имеющим право на льготную оплату, составили 783 746 руб. 97 коп., из них по категориям льгот: ветераны труда (5089 абонентов) - 723 362 руб. 10 коп.; реабилитированные лица, и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий (190 абонентов) - 43 452 руб. 27 коп.; ветераны военной службы (78 абонентов) - 10 219 руб. 63 коп.; многодетные семьи (26 абонентов) - 6712 руб. 97 коп.

Льгота по продаже газа населению г. Сызрани предоставлена истцом в соответствии с Законом Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД “О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“, предоставившим льготу лицам, указанным в Федеральном законе от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, Законе Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“. Законом Самарской области от 16.07.2004 N 122-ГД “О государственной поддержке граждан, имеющих детей“, установлены льготы лицам, поименованным в Указе Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N
431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Удовлетворяя иск о взыскании убытков, образовавшихся в результате предоставления истцом в период с февраля 2005 года по декабрь 2005 года льгот по оплате сетевого газа гражданам Самарской области, имеющим право на такие льготы, арбитражный суд исходил из следующего.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ меры социальной поддержки, установленные вышеуказанными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ определено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Установлено, что с 01.01.2005 ООО “Самарарегионгаз“ перешло на прямые поставки газа населению, следовательно, произошло разделение функций реализации газа населению и его транспортировки по распределительным газопроводам:
ООО “Самарарегионгаз“ осуществляло реализацию газа населению, а ОАО “Сызраньгаз“ оказывало услуги по его транспортировке и техническому обслуживанию газовых сетей и оборудования. При этом в течение части 2005 года ОАО “Сызраньгаз“ продолжало взимать плату с абонентов, не заключивших договор газоснабжения с ООО “Самарарегионгаз“.

Соглашением от 12.12.2005 между ООО “Самарарегионгаз“ и ОАО “Сызраньгаз“ урегулированы отношения между сторонами в части возмещения денежных средств, полученных ОАО “Сызраньгаз“ от населения за природный газ, в том числе средств, полученных в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот.

Часть расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, не была возмещена по причине непредоставления ОАО “Сызраньгаз“ расчетов на тех граждан, которые заключили договор газоснабжения с ООО “Самарарегионгаз“ и расторгли указанный договор с ОАО “Сызраньгаз“.

Выводы арбитражного суда основаны на представленных в материалы дела доказательствах.

Согласно расчету истца, содержащему поименные сведения (фамилия, имя, отчество; сведения об основаниях предоставления льгот) об абонентах истца, имевших право на получение льгот по оплате сетевого газа за спорный период, ООО “Самарарегионгаз“ газ реализован вышеназванным категориям граждан по льготному тарифу.

Сведения о наличии и размере указанной задолженности подтверждаются первичными документами, имеющимися в материалах дела: договорами истца с абонентами-льготниками на газоснабжение, документами, подтверждающими наличие у абонентов соответствующих льгот, реестрами абонентов, карточками абонентов, документами об оплате абонентами сетевого газа с учетом предоставленных льгот, выписками из лицевого счета абонентов по оплате за сетевой газ.

Документально обоснованные возражения от ответчика по спискам и составу лиц, которым истцом были предоставлены льготы, не поступили.

Судом сделан правильный вывод о том, что невозмещенные убытки у истца образовались в результате бездействия органов государственной власти Самарской области и органов
местного самоуправления, выразившихся в ненадлежащем выполнении возложенных на них законодательными актами обязанностей по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за газ.

Доказательства, подтверждающие, что Самарская область полностью выполнила свои обязательства по финансированию льгот, в материалы дела не представлены.

Таким образом, истцом не получены необходимые средства для покрытия понесенных затрат на реализацию установленных льгот.

Убытки истца, связанные с предоставлением льгот, возникли из-за недофинансирования из соответствующих бюджетов, на которые возложено бремя содержания указанных расходов.

При таких обстоятельствах в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации судом сделан обоснованный вывод, что убытки, причиненные истцу в связи с недостаточным финансированием расходов на реализацию льгот определенным категориям граждан, в данном случае, должны возмещаться с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет казны Самарской области.

Поскольку источник компенсации расходов по предоставлению льгот в данном случае определен нормативно-правовыми актами, недостаточность заложенных в соответствующем бюджете средств также не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности компенсировать такие расходы.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ОАО “Сызраньгаз“ перечислило истцу полученную из бюджета сумму 966 721 руб., не свидетельствует о неправильности расчетов истца, так как по утверждению ответчика данная сумма получена ОАО “Сызраньгаз“ за тех абонентов, с которыми ОАО “Сызраньгаз“ был заключен договор на газоснабжение. Ответчик также утверждал, что сведения о тех абонентах, которые заключили договора с ООО “Самарарегионгаз“, не направлялись местными органами власти в министерство управления финансами Самарской области, что и послужило причиной неполучения истцом дотаций из бюджета. Следовательно, полученная ОАО “Сызраньгаз“ из бюджета сумма не имеет отношения к абонентам ООО “Самарарегионгаз“, имеющим право и получившим
льготы.

С учетом изложенного суд первой инстанции счел требования истца о взыскании с ответчика расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд кассационной инстанции считает правильным вывод арбитражного суда о необоснованности заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.

Истцом в рамках настоящего дела предъявлены требования о возмещении убытков, причиненных предоставлением льгот в 2005 году.

Возмещение вышеуказанных расходов истца осуществляется за счет средств соответствующего бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет. Исполнение бюджета за соответствующий финансовый год предусмотрено в течение всего года.

О недостаточности денежных средств на возмещение расходов льготной категории граждан истец мог узнать по истечении соответствующего финансового года, который соответствует календарному году и в силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации длится с 1 января по 31 декабря. О нарушении права на компенсацию льгот истец должен был узнать с 01.01.2006, исковое заявление направлено почтовым отправлением в Арбитражный суд Самарской области 12.09.2008, то есть в пределах трехгодичного срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также является необоснованным довод ответчика о необходимости прекращения производства по делу в связи с имеющимся вступившим в законную силу принятым по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебным актом арбитражного суда по делу N А55-1135/2008, поскольку по указанному делу предметом иска являлось взыскание с Министерства финансов Российской Федерации, с Министерства управления финансами Самарской области и с Финансового управления администрации городского округа Сызрань убытков, образовавшихся в результате предоставления истцом в период с февраля 2005 года по декабрь 2005 года льгот
по оплате газоснабжения гражданам Самарской области, имеющим право на такие льготы только по категории “педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности“.

Арбитражным судом обстоятельства дела установлены правильно, выводы судов соответствуют установленным им обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства не установлено.

Правовых оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по делу N А55-13655/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.