Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 N 05АП-2833/2008 по делу N А24-3263/2008 Начисление войсковой частью заработной платы гражданскому персоналу и денежного довольствия военнослужащим за счет средств федерального бюджета с применением районного коэффициента 1,8, установленного законом субъекта федерации, является правомерным, поскольку в спорный период вопрос о размере районного коэффициента не был урегулирован Правительством РФ.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2009 г. N 05АП-2833/2008

Дело N А24-3263/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 18 февраля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2009 г.

Пятый арбитражный апелляционный суд,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу войсковой части 21301 Министерства обороны Российской Федерации

на решение от 17.10.2008

судьи Н.

по делу N А24-3263/2008 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению войсковой части 21301 Министерства обороны Российской Федерации

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае

о признании недействительным пункта 2 предписания от 09.07.2008 N 52

установил:

войсковая часть 21301 Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - “Заявитель“, “Войсковая часть“) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к
Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее по тексту - “Управление“) о признании недействительным пункта 2 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае об устранении нарушений законодательства от 09.07.2008 N 52.

Решением от 17.10.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 17.10.2008, войсковая часть 21301 Министерства обороны РФ просит его отменить как незаконное и необоснованное, в обоснование заявленных требований указала следующее: Статьями 315, 316 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентных надбавок к заработной плате.

Согласно частям 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Поскольку с момента введения в действие Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 19.02.1993 N 4520-1 и на период проведения проверки Правительством РФ не был установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Камчатском крае, Заявитель полагает правомерным применение Закона Камчатской области “О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета“ (с
изменениями, внесенными Законами Камчатской области от 27.04.2005 N 320, от 22.06.2006 N 472, от 07.03.2007 N 572) и Приказа Минобороны РФ от 08.03.1993 N 130 “О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны РФ, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки“, в соответствии с которыми районный коэффициент к заработной плате для Камчатской области составляет 1,8, за исключением Командорских островов, Корякского АО и Алеутского района, где он составляет 2,0.

Применение в спорном случае Постановления Государственного комитета СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 “Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районах Крайнего Севера“ заявитель апелляционной жалобы считает неправомерным, поскольку оно не было опубликовано для всеобщего сведения.

Кроме того, Заявитель указывает на то, что войсковая часть 21301 ежегодно подвергается плановой проверке вышестоящими финансовыми органами, в период с 08.12.2006 по 27.12.2006 было проверено главным контролером-ревизором Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области Х. и по результатам проверки проверяющим органом не было указано войсковой части на нарушения по вопросу начисления районного коэффициента.

В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, заявили о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами Заявителя не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным. Управление
полагает, что поскольку нормативный правовой акт, устанавливающий размер районного коэффициента, а также порядок его применения Правительством РФ не принят, то в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ, законы и иные нормативные акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ. Управление считает, что в спорном случае подлежал применению пункт 4 Приложения к Постановлению Государственного комитета СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 “Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районах Крайнего Севера“, в соответствии с которым районный коэффициент к заработной плате для работников, указанных в данном Постановлении на территории Камчатской области, за исключением Командорских островов, установлен в размере 1,6.

Ссылку войсковой части на Приказ Минобороны РФ от 08.03.1993 N 130 “О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны РФ, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки“ Управление считает неправомерной, поскольку данное министерство не обладает полномочиями по установлению размеров районных коэффициентов, что также подтверждается статьей 316 Трудового кодекса РФ, а сам Приказ от 08.03.1993 N 130 в установленном порядке не опубликован, в Министерстве юстиции РФ не зарегистрирован.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным
судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Из материалов дела следует, что должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае М. проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности войсковой части 21301 Минобороны РФ за 2007 год.

В ходе проведенной проверки Управлением, в том числе выявлено неправомерное начисление войсковой частью заработной платы гражданскому персоналу и денежного довольствия военнослужащим за счет средств федерального бюджета с применением районного коэффициента 1,8 на общую сумму 2406996,21 руб.

По результатам проверки составлен акт проверки от 30.06.2008 N 119 и в адрес Заявителя направлено предписание об устранении нарушений законодательства N 52 от 09.07.2008, в пункте 2 которого командиру войсковой части 21301 Минобороны РФ предписано производить начисление заработной платы и денежного довольствия с районным коэффициентом в размере 1,6, установленным для Камчатской области. В срок до 15.08.2008 представить в Территориальное управление Росфиннадзора в Камчатском крае соответствующую информацию с документами, подтверждающими выполнение данного предписания. А также указано, что за не выполнение в установленный срок данного предписания должностное лицо понесет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Не согласившись с предписанием Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае об устранении нарушений законодательства от 09.07.2008 N 52 в части пункта 2 предписания, войсковая часть 21301 Минобороны РФ обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал, что войсковая часть 21301 Минобороны РФ при начислении заработной платы и денежного довольствия обязана была руководствоваться размером районного коэффициента 1,6, установленного Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального
Совета Профессиональных Союзов от 04.09.1964 N 308/П-18, действовавшего в спорный период, на основании статьи 423 Трудового кодекса РФ.

Коллегия не может согласиться с данным выводом суда в силу следующего:

Статьей 315 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, Камчатская область (в настоящее время - Камчатский край) относится к районам Крайнего Севера.

Размер районного коэффициента, а также порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 316 Трудового кодекса РФ).

Статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ также установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На момент вынесения Управлением предписания от 09.07.2008 N 52 в части пункта 2, нормативный правовой акт, устанавливающий размер районного коэффициента, а также порядок его применения, Правительством РФ не был принят.

Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к
их денежному довольствию устанавливаются коэффициенты в размере и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Приказом Минобороны РФ от 08.03.1993 N 130 “О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны РФ, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки“, а также Законом Камчатской области “О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета“ (с изменениями, внесенными Законами Камчатской области от 27.04.2005 N 320, от 22.06.2006 N 472, от 07.03.2007 N 572), районный коэффициент к заработной плате для Камчатской области установлен 1,8, за исключением Командорских островов, Корякского АО и Алеутского района, где он составляет 2,0.

Постановлением Правительства РФ от 03.01.1993 N 2 “О расширении прав отдельных центральных органов Федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала“, вступившего в силу с момента его принятия, в целях улучшения материального положения и усиления стимулирующей роли заработной платы гражданского персонала Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право в пределах выделенных средств применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.

Приказом Минобороны РФ от 18.06.2001 N 275 “О мерах по реализации Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ предусмотрена выплата денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях с районными коэффициентами в размерах и порядке, которые установлены федеральными
законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

С учетом изложенного, коллегия не может согласиться с применением судом первой инстанции Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 04.09.1964 N 380/П-18 “Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районах Крайнего Севера“, в части установленного в пункте 4 Приложения районного коэффициента к заработной плате выше указанных работников на территории Камчатской области, за исключением Командорских островов, в размере 1,6.

При этом коллегией учтено, что в силу статьи 13 Трудового кодекса РФ федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Целями трудового законодательства в силу положений статьи 1 Трудового кодекса РФ являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Согласно требованиям статьи 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Статьей 148 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Установление районного коэффициента,
исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.

С момента введения в действие Трудового кодекса РФ и Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ и на время вынесения Управлением оспариваемого предписания Правительством РФ не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Камчатском крае.

С учетом статьи 423 Трудового кодекса РФ, изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Материалами дела подтверждается и установлено Управлением в ходе проверки, что финансирование войсковой части на выплату заработной платы и денежного довольствия из средств федерального бюджета в спорном периоде производилось с учетом выплаты районного коэффициента работникам в размере 1,8. Нарушения порядка расходования бюджетных средств Управлением при проведении проверки Заявителя не установлено, незаконно израсходованных бюджетных средств не доначислено.

С учетом изложенного, учитывая отсутствие правового регулирования данного вопроса, с учетом требований статьи 423 Трудового кодекса, коллегия приходит к выводу, что начисление войсковой частью заработной платы гражданскому персоналу и денежного довольствия военнослужащим за счет средств федерального бюджета с
применением районного коэффициента 1,8 на общую сумму 2406996,21 руб. является правомерным и обосновано производилось согласно статьям утвержденной сметы финансирования на цели, указанные в ней.

Кроме того, коллегия принимает во внимание, что Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 с 1 декабря 2008 года введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 Министром обороны РФ издан Приказ от 10.11.2008 N 555 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.11.2008 N 12713) “Об утверждении Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации“. Пунктом 2 Приложения N 6 к утвержденному Положению установлено для Камчатской области применение к заработной плате гражданского персонала коэффициента 1,8.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, коллегия считает пункт 2 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае об устранении нарушений законодательства от 09.07.2008 N 52, в соответствии с которым войсковой части 21301 Минобороны РФ предписано производить начисление заработной платы и денежного довольствия с районным коэффициентом в размере 1.6, установленным для Камчатской области, незаконным как не соответствующий Трудовому кодексу РФ, Закону Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“, Федеральному закону от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“, Приказу Минобороны РФ от 08.03.1993 N 130 “О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны РФ, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки“.

Решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение от 17.10.2008 по делу N А24-3263/2008 отменить.

Признать недействительным пункт 2 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае об устранении нарушений законодательства от 09.07.2008 N 52 как несоответствующий Трудовому кодексу РФ, Закону Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“, Федеральному закону от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“, Приказу Минобороны РФ от 08.03.1993 N 130 “О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны РФ, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки“.

Возвратить войсковой части 21301 Министерства обороны Российской Федерации из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, перечисленную по квитанции от 25.11.2008 N 42401.

Выдать справку на возврат госпошлины.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.