Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.08.2009 по делу N А12-723/2009 В удовлетворении иска о признании недействительным договора аренды нежилого помещения муниципального фонда отказано правомерно, поскольку орган исполнительной власти, который в силу закона имеет право на безвозмездное пользование нежилым помещением в целях осуществления полномочий, с заявлением о предоставлении помещения в безвозмездное пользование не обращался.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2009 г. по делу N А12-723/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы первого заместителя прокурора Волгоградской области, г. Волгоград, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.03.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009,

Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград,

на мотивировочную часть постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009

по делу N А12-723/2009

по исковому заявлению первого заместителя прокурора Волгоградской области, г. Волгоград, к Департаменту муниципального имущества
администрации Волгограда, г. Волгоград, администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, г. Волгоград, Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, г. Волгоград, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц - администрации г. Волгограда, г. Волгоград, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании недействительным договора аренды,

установил:

первый заместитель прокурора Волгоградской области, в порядке, предусмотренном статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области о признании недействительным договора аренды нежилого помещения муниципального фонда от 05.03.2008 N 2/1838(Б)-08, заключенного между ответчиками.

Исковые требования основаны на положениях статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 83, 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в соответствии с которым Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области имеет право безвозмездно использовать нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, 119, предоставленное последнему во временное пользование и владение на возмездной основе.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 02.02.2009 привлечены администрация г. Волгограда и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.03.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009, в удовлетворении исковых требований отказано.

Судебные инстанции исходили из того, что заключение договора аренды не противоречит действующему
законодательству.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, первый заместитель прокурора Волгоградской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, исковые требования удовлетворить.

Департамент муниципального имущества администрации Волгограда также обратился с кассационной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009, исключив из текста постановления выводы суда о том, что Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области имеет право безвозмездного пользования нежилым помещением.

Представитель прокуратуры в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ кассационные жалобы рассмотрены судебной коллегией без участия представителей ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобах, изучив материалы дела, выслушав представителя прокуратуры, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что обжалуемые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменений по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (арендодатель), администрация Краснооктябрьского района г. Волгограда (балансодержатель) и Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (арендатор) заключили договор аренды помещения (здания, строения, сооружения) нежилого муниципального фонда от 05.03.2008 N 2/1838(Б)-08, согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3 которого на основании решения постоянно действующей городской комиссии по рациональному использованию муниципального нежилого фонда (протокол от 05.03.2008 N 4) арендодатель при участии балансодержателя сдает целевым назначением, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение с 01.01.2008 - цоколь площадью 25
кв. м, с 05.03.2008 - цоколь площадью 38 кв. м, расположенное по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, 119, для размещения специалистов арендатора.

Фактическая передача нежилого помещения подтверждается актом приема-передачи нежилого помещения от 01.01.2008.

Право муниципальной собственности на сданные в аренду нежилые помещения по договору от 05.03.2008 N 2/1838(Б)-08 лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Первый заместитель прокурора считая, что в соответствии с действующим законодательством для размещения специалистов федерального органа государственной власти нежилые помещения должны предоставляться в безвозмездное пользование, обратился с настоящим иском об оспаривании договора аренды.

Согласно положению о Федеральной службе государственной статистики, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420, данная служба является федеральным органом, исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

В соответствии с положением о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, утвержденным Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 02.12.2004 N 105, Федеральная служба государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградстат) является территориальным органом федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции изменений по состоянию на 08.11.2007) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальную собственность имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации
в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 01.01.2008 настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (в редакции от 13.05.2008), действующих в период спорных правоотношений, находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, основанием для передачи муниципального имущества является предложение о передаче, направляемое органом местного самоуправления органам государственной власти Российской Федерации.

Судебные инстанции обоснованно исходили из положений вышеуказанных федеральных законов и из того, что внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием названных федеральных законов связано с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.

Следовательно, передача нежилых помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий.

Вопрос о порядке безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника другому являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Так в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О сделан вывод, о том, что
порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную или собственность субъектов Российской Федерации аналогичен порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную: он включает направление органом местного самоуправления соответствующего предложения, при этом передача имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта, Российской Федерации, не указанного в предложении не допускается, поскольку безвозмездная передача предполагает необходимость согласованных действий. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов названных публичных образований, исключил возможность, в том числе и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке, без достижения договоренности, принимать решения о безвозмездной передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Содержащиеся в судебных актах выводы о том, что поскольку Федеральная служба государственной статистики по Волгоградской области правом, предоставленным ему законом, в соответствующем порядке не воспользовалась, с заявлением о предоставлении помещения в безвозмездное пользование в целях осуществления полномочий не обратилась, и как следствие, заключение договора аренды не противоречит закону, соответствуют материалам дела, действующему законодательству и сложившейся судебно-арбитражной практике, в том числе выработанной по спорам между теми же участниками процесса.

Правовая позиция относительно применения законодательных норм, указанных в качестве основания иска изложена и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 7321/08.

Довод заявителя кассационной жалобы - Департамента муниципального имущества администрации Волгограда о том, что на дату вынесения судебного акта по настоящему делу действовала новая редакция пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, признается судебной коллегией несостоятельной,
поскольку спорные правоотношения возникли до внесения этих изменений в вышеуказанный Федеральный закон. В силу части 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Иные доводы заявителей кассационных жалоб были предметом рассмотрения нижестоящих инстанций и фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы в полномочия суда кассационной инстанции не входят.

Представленные в материалы дела доказательства судами исследованы полно и всесторонне, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, оспариваемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права судом не установлено.

При таких обстоятельствах у судебной коллегии кассационной инстанции не имеется оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.03.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009 по делу N А12-723/2009 оставить без изменений, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.