Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.08.2009 по делу N А55-1899/2009 Об отмене решения Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2009 и прекращении производства по делу о признании недействующим приказа начальника Приволжского межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы от 04.03.2008 N 23-П “О введении в действие перечня местных воздушных линий Приволжского управления Росаэронавигации“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2009 г. по делу N А55-1899/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Приволжского межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2009

по делу N А55-1899/2009

по заявлению заместителя Приволжского транспортного прокурора, г. Нижний Новгород, о признании недействующим приказа начальника Приволжского межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы от 04.03.2008 N 23-П “О введении в действие перечня местных воздушных линий Приволжского управления Росаэронавигации“, с участием третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью “Информавиасервис“, г. Самара,
Федерального государственного унитарного предприятия “Центр аэронавигационной информации“, г. Москва, Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,

установил:

заместитель Приволжского транспортного прокурора обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействующим приказа начальника Приволжского межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы (далее - ответчик) от 04.03.2008 N 23-П “О введении в действие перечня местных воздушных линий Приволжского управления Росаэронавигации“ (далее - Приказ), обосновав это тем, что оспариваемым Приказом для пользователей воздушного пространства введен в действие перечень местных воздушных линий (далее - МВЛ), являющийся обязательным для выполнения органами, организующими и обеспечивающими полеты, а также экипажами воздушных судов всех ведомств, который, кроме того, содержит описание и порядок использования МВЛ.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2009 заявление удовлетворено со ссылкой на то, что оспариваемый Приказ как действующий нормативный акт, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1084 “Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации“, Приказу Росаэронавигации от 23.03.2007 N 18 “Об утверждении Регламента Федеральной аэронавигационной службы“ и Конституции Российской Федерации.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить обжалуемый судебный акт с принятием нового решения, мотивируя это нарушением и неправильным применением судом норм материального и процессуального права.

По мнению ответчика рассмотрение спора в рамках данного дела не подведомственно арбитражному суду, а если и подведомственно, то заявление об оспаривании приказа федерального органа исполнительной власти, как нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, подлежит рассмотрению Высшим Арбитражным судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции.

Кроме того, оспариваемый Приказ не является нормативным правовым актом, поскольку он не устанавливает правовые нормы, не содержит
обязательные предписания для неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 11.08.2009 объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 17.08.2009.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебной коллегией установлено следующее.

Как усматривается из материалов дела, ответчиком без согласования и совместного утверждения в силу требований пункта 24 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1084, с командующим объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Министерства обороны Российской Федерации, отвечающими за организацию использования воздушного пространства в зонах ЕС ОрВД, в которых вводятся в действие местные воздушные линии, издан Приказ от 04.03.2008 N 23-П “О введении в действие перечня местных воздушных линий Приволжского управления Росаэронавигации“.

Принятый судебный акт об удовлетворении заявленных требований основан со ссылкой на положения статей 191, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“ на то, что оспариваемый Приказ является действующим нормативным правовым актом, поскольку носит разрешительно-распорядительный, обязывающий характер, направленный на неоднократное его применение с установлением неопределенного круга лиц, следовательно, нарушаются их права и законные интересы в сфере экономической деятельности, а поскольку он издан не федеральным, а региональным территориальным органом, то рассмотрение дела подведомственно и подсудно в силу статей 29, 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду первой инстанции.

Коллегия выводы суда первой инстанции о рассмотрении данного спора, как подведомственного арбитражному суду, находит ошибочными.

В соответствии со статьей
1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее - арбитражные суды), путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Согласно подпункту 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что при применении статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34, а также названные в статье 192 Кодекса, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд
прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.

Поскольку отсутствует такой федеральный закон, то решение суда первой инстанции подлежит отмене с прекращением производства по делу по основаниям подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как спор в рамках данного дела не подведомственен арбитражному суду, следовательно, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 150, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2009 по делу N А55-1899/2009 отменить.

Производство по делу N А55-1899/2009 прекратить.

Кассационную жалобу Приволжского межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы удовлетворить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.