Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 N 05АП-2530/2008 по делу N А51-8986/2008-4-241 В удовлетворении заявления о признании недействительным пункта постановления органа местного самоуправления отказано правомерно, поскольку допущенное нарушение требований порядка проведения публичных слушаний является основанием для отмены ранее принятого постановления об изменении разрешенного вида использования земельного участка.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2009 г. N 05АП-2530/2008

Дело N А51-8986/2008-4-241

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 20.01.2009. Полный текст изготовлен 22.01.2009.

Арбитражный суд

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “Стройтэкс“ на решение Арбитражного суда Приморского края от 10 октября 2008 г. по делу N А51-8986/2008-4-241, принятое судьей Н. по заявлению ООО “Стройтэкс“ к администрации г. Владивостока об оспаривании ненормативного правового акта

в судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 13.01.2009 до 11-00 20.01.2009

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Стройтэкс“ обратилось в суд с заявлением об оспаривании пункта 4 постановления администрации г. Владивостока от 09.07.2008 N 53 “Об отмене
некоторых постановлений главы администрации г. Владивостока“.

Решением суда от 10.10.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт был мотивирован тем, что в нарушение пункта 4 статьи 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний в г. Владивостоке комиссия по проведению публичных слушаний в официальных периодических изданиях либо в иных СМИ не опубликовывала сведения о порядке проведения публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка по ул. Русская, 58-в в г. Владивостоке. Тем самым, заинтересованные лица, в т.ч. граждане, проживающие на территории г. Владивостока, оказались лишены возможности реального участия в обсуждении данного вопроса, тогда как согласно п. 5 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия провозглашено как принцип градостроительного законодательства.

Кроме того, как следует из преамбулы постановления администрации г. Владивостока от 21.05.2008 N 337, оно принято на основании рекомендаций комиссии по проведению публичных слушаний. Между тем, документ, именуемый рекомендациями комиссии по проведению публичных слушаний, в материалах дела отсутствует, имеется лишь заключение комиссии по проведению публичных слушаний от 14.05.2008, опубликованное в газете “Красное знамя Приморья“ от 15.05.2008. Однако эта комиссия не наделена полномочиями по выработке рекомендаций по вопросам об изменении вида разрешенного использования земельных участков.

На этом основании суд указал, что администрация г. Владивостока правомерно воспользовалась правом, предоставленным ст. 48 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“ и своим решением правомерно отменила ранее принятое постановление N 337 от 21.05.2008.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 статьи 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний.

ООО “Стройтэкс“ не согласившись с
решением суда, подало апелляционную жалобу, и просит судебный акт отменить. В обоснование жалобы указывает, что информация о месте, дате и времени проведения публичных слушаний была опубликована надлежащим образом непосредственно в постановлении главы администрации г. Владивостока от 17.04.2008 N 191, т.е. доведена до сведения населения и заинтересованных лиц. Указанное постановление опубликовано в установленном порядке в газете “Красное знамя Приморья“ от 18.04.2008 с Приложением N 1 (график проведения публичных слушаний с датой, временем, местом проведения) и с Приложением N 2 (состав комиссии по проведению публичных слушаний на официальном сайте администрации г. Владивостока в сети Интернет, а также на информационных стендах, что не оспаривается сторонами по делу, а также установлено судом. Заявитель оспаривает вывод суда первой инстанции об отсутствии информирования населения о порядке проведения публичных слушаний по спорному вопросу. Фактическое участие населения в обсуждении вопроса об изменении вида разрешенного использования подтверждается предоставленными в материалы дела регистрационными листами публичных слушаний 14.04.2008 с указанием граждан, принявших непосредственное участие в обсуждении спорного вопроса, адресом их проживания и паспортными данными. Нарушение либо ущемление прав заинтересованных лиц в связи с отсутствием публикации в СМИ о проведении публичных слушаний материалами дела не подтверждено. Кроме того, Общество указало, что поскольку необходимость опубликования порядка проведения публичных слушаний предусмотрена пунктом 4 Положения о порядке проведения публичных слушаний, утвержденного Решением Думы г. Владивостока от 21.07.2005 N 80, то необходимость его опубликования каждый раз при возникновении вопроса об изменении вида разрешенного использования отсутствует.

Также заявитель указывает, что суд сделал неправомерный вывод об отсутствии у комиссии по проведению публичных слушаний полномочий по выработке рекомендаций по вопросам
об изменении вида разрешенного использования земельных участков на основании результатов проведенных публичных слушаний, указывая, что данный вывод сделан без правовой оценки положений абз. 4 п. 4 ст. 7 Решения Думы г. Владивостока от 26.07.2005 N 80 “Об утверждении Положения о порядке проведения публичных слушаний в г. Владивостоке“. Суд в нарушение прямого указания закона распространил на спорные правоотношения действие ст. 31 и 39 Градостроительного кодекса РФ. Названным Кодексом и муниципальными правовыми актами закреплены нормы о рекомендательном характере результатов публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Окончательное решение по изменению вида разрешенного использования земельного участка возложено на главу администрации г. Владивостока. Исходя из содержания вышеприведенной нормы, а, также учитывая то обстоятельство, что федеральное законодательство не содержит в себе прямого указания на то, какой именно орган может (уполномочен) составлять заключение и рекомендации о результатах публичных слушаний, то возложение в нормативно-правовом акте органа местного самоуправления данных технических функций на комиссию действующему законодательству не противоречит. Кроме того, п. 5 ст. 7 Положения прямо указывает, что полномочия комиссии по проведению публичных слушаний прекращаются после официальной передачи рекомендаций и предложений, принятых на публичных слушаниях, в орган местного самоуправления. Также представитель Общества пояснил, что в силу п. 4 статьи 7 Положения, комиссия, формируемая в целях проведения публичных слушаний наделена полномочиями по подготовке проекта итогового документа, состоящего из рекомендаций, в связи с чем вывод суда в этой части также является необоснованным.

Представитель ООО “Стройтэкс“ доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представители администрации г. Владивостока, с доводами апелляционной жалобы не согласились, полагают решение суда законным, обоснованным и вынесенным с учетом
обстоятельств дела.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации серии 25 N 01102378 Общество с ограниченной ответственностью “Стройтэкс“ зарегистрировано в качестве юридического лица.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 25-АА 931591 ООО “Стройтэкс“ является собственником земельного участка площадью 2806,00 кв. метров для завершения строительства торгового центра, право собственности на который (объект незавершенного строительства готовностью 4,3% по ул. Русская, 58 “в“ в г. Владивостоке) зарегистрирован за указанным Обществом на основании свидетельства серии 25-АА 931590.

Как следует из материалов дела, 21.03.2008 Общество обратилось в администрацию г. Владивостока с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка на другой вид - для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого комплекса с помещениями общественного назначения. Постановлением администрации г. Владивостока от 21.05.2008 N 337 разрешенное использование земельного участка по адресу г. Владивосток, ул. Русская, 58-в “для завершения строительства торгового центра“ было изменено на другой вид - “для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого комплекса с помещениями общественного назначения“.

09.07.2008 главой г. Владивостока было принято постановление N 53 “Об отмене некоторых постановлений главы администрации города Владивостока“, пунктом 4 которого отменено постановление от 21.05.2008 N 337.

Посчитав, что постановление главы г. Владивостока от 09.07.2008 N 53 в части пункта 4 нарушает права и законные интересы ООО “Стройтэкс“ и не соответствует законодательству, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, коллегия пришла к следующему.

В силу пункта
2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с ч. 1 - 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

В соответствии с п. 2 статьи 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального
образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Согласно п. 8 ст. 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

В силу части 9 названной статьи на основании рекомендаций по результатам публичных слушаний глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети “Интернет“.

Таким образом, статья 39 ГрК РФ, регламентирующая порядок проведения публичных слушаний, не устанавливает какая именно комиссия вправе проводить публичные слушания. Однако данный вопрос урегулирован решением Думы г. Владивостока от 21.07.2005 N 80, которым утверждено Положение о порядке проведения публичных слушаний в г. Владивостоке.

Как было установлено судом в г. Владивостоке до настоящего времени не утверждены Правила землепользования и застройки, территориальное зонирование земель поселения не завершено, градостроительные регламенты не разработаны.

Ссылка суда на положения статьи 31 ГрК РФ неправомерна, поскольку указанная правовая норма регулирует порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и внесения изменений в них и одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав
и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (пункт 1 и 6 названной статьи). Таким образом, указанной правовой нормой не урегулирован вопрос о полномочиях указанной комиссии по проведению публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного вида использования земельного участка.

Вместе с тем, ни Градостроительный кодекс РФ, ни Положение о порядке проведения публичных слушаний в г. Владивостоке не наделяют комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки какими-либо полномочиями по регулированию деятельности комиссии по проведению публичных слушаний.

Кроме того, Положением о комиссии по разработке проекта Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (Приложение N 2 к распоряжению главы администрации от 11.01.2007 N 04-р) полномочия по регулированию деятельности комиссии по проведению публичных слушаний также не предусмотрены. Таким образом, порядок взаимодействия указанных комиссий Градостроительным кодексом РФ не регламентирован.

Учитывая, что федеральное законодательство не содержит в себе прямого указания на то, какой именно орган может (уполномочен) составлять заключение о результатах публичных слушаний, то возложение в нормативно-правовом акте органа местного самоуправления данных технических функций на комиссию по проведению публичных слушаний действующему законодательству не противоречит.

Следовательно, суд первой инстанции указывая на то, что комиссия не наделена полномочиями по выработке рекомендаций по вопросам об изменении вида разрешенного использования земельных участков, сделал данный вывод без учета вышеизложенных обстоятельств.

Как указывалось выше, со ссылкой на п.п. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом
результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 ГрК РФ в части соответствующих требований.

Согласно статье 1 Положения, комиссия - коллегиальный орган, сформированный на паритетных началах из депутатов Думы города Владивостока и должностных лиц администрации города Владивостока, осуществляющий организационные действия по подготовке и проведению публичных слушаний.

В силу п. 4 ст. 7 Положения к полномочиям комиссии в числе прочего относятся: определение перечня вопросов по теме публичных слушаний, подготовка повестки публичных слушаний, обеспечение публикации в СМИ о проведении публичных слушаний, порядке проведения публичных слушаний, темы и перечня вопросов публичных слушаний, проекта муниципального правового акта, подлежащего обсуждению, определение перечня должностных лиц, специалистов, организаций, представителей общественности, приглашаемых к участию в публичных слушаниях в качестве экспертов, подготовка проекта итогового документа, состоящего из рекомендаций. Таким образом, данным Положением определен круг полномочий комиссии по проведению публичных слушаний, которое действовало в период спорных правоотношений.

В связи с изложенным, коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что комиссия по проведению публичных слушаний не наделена полномочиями по выработке рекомендаций по вопросам об изменении вида разрешенного использования земельных участков, поскольку такие полномочия прямо предусмотрены абзацем 4 пункта 4 статьи 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний в г. Владивостоке. Полномочия комиссии прекращаются после официальной передачи рекомендаций и предложений, принятых на публичных слушаниях, в орган местного самоуправления, чей проект муниципального правового акта обсуждался (пункт 5 ст. 7 Положения).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: абзац 2
в статье 4 названного Положения отсутствует, имеется в виду абзац 2 пункта 4 статьи 7 Положения.

В соответствии с абзацем 2 статьи 4 названного Положения комиссия не позднее 20 дней до даты проведения публичных слушаний обеспечивает публикацию (обнародование) в средствах массовой информации, на официальных сайтах Думы города Владивостока, администрации города Владивостока, а также на информационных стендах решения (постановления) о проведении публичных слушаний, порядке проведения публичных слушаний, темы и перечня вопросов публичных слушаний, проекта муниципального правового акта, подлежащего обсуждению. В полномочия комиссии также входит подготовка итогового документа, состоящего из рекомендаций.

В соответствии с пунктами 4, 7 решения Думы г. Владивостока от 16.08.2001 N 21, официальными периодическими изданиями, в которых публикуются муниципальные правовые акты, являются газеты “Владивосток“, “Утро России“, “Красное знамя Приморья“.

Изучив имеющиеся в материалах дела документы, суд установил, что ни в официальных периодических изданиях, ни в каких-либо других СМИ порядок проведения публичных слушаний в нарушение требований Положения опубликован не был. Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что данное обстоятельство повлекло нарушение прав заинтересованных лиц, проживающих на территории г. Владивостока реализовать право на участие в обсуждении данного вопроса.

Согласно материалам дела, публичные слушания по спорному вопросу были проведены на основании постановления администрации г. Владивостока от 17.04.2008 N 191, которым была создана комиссия по проведению публичных слушаний, утвержден ее персональный состав и график проведения публичных слушаний с указанием места, даты и времени проведения слушаний, назначен орган, ответственный за ее проведение. Данное постановление было опубликовано в средствах массовой информации.

ООО “Стройтэкс“ представило в материалы дела заключение о результатах публичных слушаний от 14.05.2008 г., протокол публичных слушаний от той же даты, итоговый документ публичных слушаний. О наличии протокола и итогового документа прямо указано в заключении комиссии от 14.05.2008 г., опубликованном в газете “Красное Знамя Приморья“ от 15.05.2008 г. Согласно отметке в протоколе публичных слушаний от 14.05.2008 в слушаниях принимали участие жители г. Владивостока, что подтверждается регистрационными листами с указанием данных граждан, принявших участие в обсуждении данного вопроса.

Как видно из указанного заключения по результатам публичных слушаний открытым голосованием большинством голосов от участников публичных слушаний был принят итоговый документ публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: г. Владивостока, ул. Русская, 58 в, “для завершения строительства торгового центра“ на другой вид такого использования “для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого комплекса с помещениями общественного назначения“ с учетом предложений жителей г. Владивостока.

Вместе с тем, учитывая допущенное нарушение требований Положения о порядке проведения публичных слушаний в части не опубликования (обнародования) в средствах массовой информации, на официальных сайтах Думы г. Владивостока, администрации г. Владивостока, а также на информационных стендах порядка проведения публичных слушаний, у администрации г. Владивостока имелись правовые основания для отмены ранее принятого постановления об изменении разрешенного вида использования земельного участка в связи с его несоответствием закону и нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке статьи 48 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“.

Оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 10 октября 2008 г. по делу N А51-8986/2008-4-241 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд, принявший решение.