Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.08.2009 по делу N А12-8491/2009 Заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за использование контрольно-кассовой техники с истекшим сроком эксплуатации удовлетворены, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении нормативный срок эксплуатации спорной контрольно-кассовой машины не истек.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2009 г. по делу N А12-8491/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2009

по делу N А12-8491/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “АДЕКС“, г. Волгоград к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “АДЕКС“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному
району Волгоградской области (далее - инспекция) от 20.04.2009 N 009874 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 14.05.2009 заявление удовлетворено.

В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить указанный судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

На основании поданного обществом заявления от 30.03.2009 о снятии с учета контрольно-кассовой техники Штрих-Микро-Ф (заводской N 00002602, год выпуска 2001) инспекция установила осуществление обществом наличных расчетов за период с 06.03.2009 по 26.03.2009 с использованием контрольно-кассовой техники с истекшим сроком эксплуатации.

По данному факту инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 10.04.2009 N 011547, на основании которого вынесено постановление от 20.04.2009 N 009874 о привлечении общества к административной ответственности согласно статье 14.5 КоАП РФ в виде 30 000 рублей штрафа.

Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин.

Контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (пункт 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 54-ФЗ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр
контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр).

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“ разъяснено, что под неприменением контрольно-кассовой техники понимается, в числе прочего, использование техники, не включенной в Государственный реестр.

Протоколом заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (далее - ГМЭК) от 12.03.2004 N 1/77-2004 используемая предприятием контрольно-кассовая машина Штрих-Микро-Ф с 01.07.2004 исключена из Государственного реестра.

В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации (пункт 5 статьи 3 Закона N 54-ФЗ).

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, аппараты кассовые относятся к классу “Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда“.

Основные средства этого класса, согласно Классификации основных средств, включаемых амортизационные группы, относятся к четвертой амортизационной группе имущества со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно (код 14 3010000). Срок полезного использования данной контрольно-кассовой техники определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода ее в эксплуатацию и только в пределах сроков, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, а именно в пределах интервала 5 - 7 лет включительно.

Суд установил, что нормативный срок амортизации используемой обществом контрольно-кассовой машины, выпущенной в 2001 году, введенной в эксплуатацию 15.04.2002 истекает 15.04.2009. На момент составления протокола об административном правонарушении от 10.04.2009 нормативный срок эксплуатации названной контрольно-кассовой машины
не истек.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Порядка регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах, утвержденного Приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36 и действовавшего в спорный период (далее - Порядок), по окончании срока применения модели контрольно-кассовой машины, указанного в Государственном реестре, налоговые органы снимают с учета контрольно-кассовые машины этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких машин уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения.

Однако о снятии с учета спорной кассовой техники общество надлежащим образом извещено не было.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.

Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, обоснованно признал незаконным постановление инспекции о назначении обществу административного наказания, поскольку инспекцией не доказано наличие состава и вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда, основанных на материалах дела; решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2009 по делу N А12-8491/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.