Постановление ФАС Поволжского округа от 06.08.2009 по делу N А55-72/2009 При наличии специальной нормы федерального закона, предусматривающей административную ответственность за совершение прямо определенного противоправного деяния, подлежит применению данная норма.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2009 г. по делу N А55-72/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009
по делу N А55-72/2009
по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г. Тверь к Администрации Октябрьского района городского округа Самара, г. Самара, Административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара, г. Самара при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью “Стройматериалы“, г. Самара о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии,
установил:
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара (далее - административная комиссия) от 26.11.2008 N 1908 по делу об административном правонарушении о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Стройматериалы“ (далее общество) по статье 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД “Об административных правонарушениях на территории Самарской области“.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административная комиссия просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в связи с отсутствием нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 11.11.2008 N В-8/11.
По результатам рассмотрения материалов проверки административной комиссией вынесено постановление от 26.11.2008 N 1908 о назначении обществу административного наказания по статье 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД “Об административных правонарушениях на территории Самарской области“ в виде 500 рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращением с отходами является деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 11 и пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 “О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их содержание“.
Пунктом 2.10 постановления главы городского округа Самара от 28.12.2007 N 1236 “Об утверждении порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара“ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели должны иметь нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные и утвержденные в соответствии с действующим законодательством.
Статья 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД “Об административных правонарушениях на территории Самарской области“ предусматривает административную ответственность за неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом органа местного самоуправления.
Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу части 3 статьи 1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, при наличии специальной нормы федерального закона, предусматривающей административную ответственность за совершение прямо определенного противоправного деяния, подлежит применению данная норма.
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
В данном случае обществу вменяется в вину отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обязанность по разработке которого возложена на предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами частью 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ.
Невыполнение данной обязанности представляет собой нарушение экологических требований, установленных в связи с ведением деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления.
В силу статьи 1 названного Закона под обращением с отходами понимается, в том числе деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления установлена в статье 8.2 КоАП РФ.
Данное обстоятельство исключает возможность привлечения виновного лица к ответственности по статье 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД “Об административных правонарушениях на территории Самарской области“, предусматривающую ответственность за неисполнение акта органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах оснований для переоценки выводов судов обеих инстанций и отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 по делу N А55-72/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.