Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 28.07.2009 по делу N А55-221/2009 Условия применения ставки НДС в размере 0 процентов, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ, имеют место на стадии продажи перевозочных документов (авиабилетов) по международным перевозкам пассажиров и багажа. Поскольку общество оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории РФ, что видно из указанного в едином международном перевозочном документе маршрута перевозки, то тариф соответствующей перевозки определяется по ставке 0 процентов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2009 г. по делу N А55-221/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009

по делу N А55-221/2009

по заявлению открытого акционерного общества “Авиакомпания “Самара“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании недействительным решения от 15.12.2008 N 10-28/7546/103,

установил:

открытое акционерное общество “Авиакомпания “Самара“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган) от 15.12.2008 N 10-28/7546/103 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, полагая, что судами нарушены нормы материального права.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьями 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 22.07.2008 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2008 года, по результатам которой составлен акт от 05.11.2008 N 108 и принято решение от 15.12.2008 N 10-28/7546/103 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС в виде штрафа в размере 1 601 721 руб., обществу предложено уплатить НДС в размере 8 008 606 руб. и пени в размере 440 794 руб.

Налоговый орган обосновал свое решение тем, что суммы неподтвержденного экспортного оборота подлежат обложению НДС по ставке 18%, расчет общества не соответствует его учетной политике и оговоренной в ней методике расчета “входного“ НДС по перевозке за пределы территории Российской Федерации. Общество допустило неуплату НДС вследствие необоснованного применения ставки 0%, поскольку при проверке представленных документов невозможно определить правомерность расчета долей НДС, приходящихся на
экспорт и на внутренний рынок, произведенный обществом в спорный период.

Не согласившись с решением налогового органа, общество обжаловало его в арбитражный суд.

Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и сделали правильный вывод, что оспариваемое решение налогового органа не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.

При этом действующим налоговым законодательством не предусмотрено применение налоговой ставки 18% к операциям по реализации услуг, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Применение иной ставки НДС вместо ставки 0% в случае непредставления в установленный срок подтверждающих документов, допускается в соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ только при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Как правильно указали судебные инстанции, норма, предусмотренная пунктом 9 статьи 165 НК РФ, не распространяются на услуги международной перевозки пассажиров и багажа, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Кроме того, применительно к услугам перевозки пассажиров и багажа, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ, не предусмотрено какое-либо условие, при наступлении
которого было бы возможным применение иной ставки НДС, чем 0%.

Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.12.2007 N 14913/07.

Условия применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ, имеют место на стадии продажи перевозочных документов (авиабилетов) по международным перевозкам пассажиров и багажа. Поскольку общество оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории Российской Федерации, что видно из указанного в едином международном перевозочном документе маршрута перевозки, то тариф соответствующей перевозки определяется по ставке 0 процентов.

Предоставив после оказания услуг предусмотренные пунктом 6 статьи 165 НК РФ документы вместе с декларацией, налогоплательщик подтверждает правомерность применения ставки 0 процентов для получения возмещения из бюджета соответствующего “входного“ НДС.

При этом пункт 6 статьи 165 НК РФ предусматривает, что при оказании услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

- выписки банка (их копии), подтверждающие фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке;

- реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих, маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что общество для подтверждения обоснованности налогообложения реализованных услуг по ставке 0% на сумму 128 103 143,67 руб. и, соответственно, налоговых вычетов на сумму 16 673 822 руб. представило наряду с декларацией выписки банков и реестр единых международных перевозочных документов, которые подтверждают указанную сумму.

Налоговым органом
данное обстоятельство не оспаривается.

Как следует из маршрута перевозки, указанного в едином международном перевозочном документе, пункт отправления или пункт назначения пассажира и багажа находится за пределами территории Российской Федерации, в связи с чем тариф соответствующей перевозки определяется исходя из ставки НДС 0 процентов.

Таким образом, судами сделан правильный вывод, что общество подтвердило правомерность применения нулевой ставки для получения возмещения из бюджета соответствующего “входного“ НДС, представив предусмотренные пунктом 6 статьи 165 НК РФ документы: реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, банковские выписки, подтверждающие фактическое поступление выручки за оказанные услуги на счета заявителя в российских банках.

Также судами обоснованно отклонен довод налогового органа о том, что расчет общества не соответствует его учетной политике и оговоренной в ней методике расчета “входного“ НДС по перевозке за пределы территории Российской Федерации, рассчитанный как оплаченная стоимость перевозок, включая перевозки за прошлые периоды, поскольку расчет налоговых вычетов, произведенный налоговым органом исходя только из фактического объема предоставленных услуг по перевозке за 2 квартал 2008 года без учета поступившей оплаты, не соответствует налоговому законодательству, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, который принял акт, решение. Налоговым органом в нарушение требований названных норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств соответствия оспариваемого решения налогового органа Налоговому кодексу Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых
по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 по делу N А55-221/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.