Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.2009 по делу N А12-18000/2008 Заключение ответчиками договора банковского счета в коммерческом банке при наличии возможности осуществления банковских операций с бюджетными средствами организациями Центрального банка России противоречит ст. 155 БК РФ, в связи с чем суд признал заключенный ответчиками договор банковского счета недействительной (ничтожной) сделкой в силу ст. 168 ГК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2009 г. по делу N А12-18000/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, город Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.12.2008 и на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009

по делу N А12-18000/2008

по исковому заявлению первого заместителя прокурора Волгоградской области, город Волгоград, к отделению по Старополтавскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, с. Старая Полтавка, Волгоградская область, открытому акционерному обществу “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Палласовского отделения N 4035, город Палласовка, Волгоградская область, с участием третьего лица: Центрального банка Российской
Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области, о признании недействительным договора банковского счета и применении последствий его недействительности,

установил:

первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к отделению по Старополтавскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, открытому акционерному обществу “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Палласовского отделения N 4035, о признании. недействительным договора банковского счета и применении последствий его недействительности.

Исковые требования заявлены в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что договор банковского счета от 25.09.2008 N 631 заключен в нарушение требований пункта 2 статьи 155, пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку первый ответчик является получателем бюджетных средств и обязан заключить такой договор с учреждениями Центрального банка Российской Федерации.

Решением от 23.12.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009, Арбитражный суд Волгоградской области иск удовлетворил в полном объеме.

В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Волгоградской области просит обжалуемые судебные акты отменить как не соответствующее нормам права, в иске - отказать.

Заявитель кассационной жалобы не считает открытый на основании оспоренного договора счет счетом бюджета, поскольку он предназначен для выдачи наличных денежных средств бюджетополучателя, указывает на неподведомственность данного спора арбитражному суду.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для его удовлетворения.

Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка
Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статьей 215.1. Кодекса предусмотрено, что бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Центральный банк Российской Федерации.

В силу положений пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации кредитные организации выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П учреждения Банка России могут создаваться не во всех субъектах Российской Федерации (и тем более не во всех муниципальных образованиях), - в таких случаях на территории соответствующего субъекта Российской Федерации действует учреждение Банка России, созданное по признаку объединения территорий субъектов Российской Федерации. Одновременно в составе территориальных учреждений Банка России действуют на правах структурных подразделений расчетно-кассовые центры, которые могут располагаться на территориях различных муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Такое регулирование организации территориальных учреждений Банка России само по себе не может рассматриваться как нарушающее установленный Конституцией Российской Федерации принцип равноправия субъектов Российской Федерации (статья 5, часть 4) или конституционные права местного самоуправления (статья 132, часть 1), при том, что в отсутствие территориальных учреждений (их структурных подразделений) Банка России, которые были бы определены в установленном законом порядке как обязанные обслуживать счета бюджетов, субъект Российской Федерации, муниципальное
образование могут открывать соответствующие счета бюджетов в кредитных организациях на конкурсной основе.

Возможность открытия специального банковского счета для обеспечения получателей бюджета наличными денежными средствами в коммерческом банке предусмотрена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.2004 N 85н (действовавшем на момент заключения оспариваемого договора) только при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации или невозможности исполнения ими данных функций на соответствующей территории (пункт 1 Приказа).

Судом установлено, что между открытым акционерным обществом “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Палласовского отделения N 4035 и отделением по Старополтавскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области заключен договор банковского счета, согласно которому банком приняты обязательства по открытию счета и осуществлению расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством.

Также судом установлено и подтверждается материалами дела, что расчетно-кассовый центр г. Палласовки Главного управления Банка России по Волгоградской области имеет возможность открытия счетов получателям бюджетных средств Старополтавского района Волгоградской области (л. д. 21).

Следовательно отделение по Старополтавскому району управления Федерального казначейства по Волгоградской области в силу указанных норм права обязано было заключить договор и открыть счет в расчетно-кассовом центре г. Палласовки Главного управления Банка России по Волгоградской области.

При таких условиях суд пришел к правильному выводу о том, что открытие первым ответчиком банковского счета в коммерческом банке противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, и правомерно признал оспоренный договор недействительной сделкой в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, применив последствия его недействительности.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорный счет не является счетом бюджета, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку счет бюджета характеризуется не только кассовыми поступлениями в бюджет,
но и кассовыми выплатами из бюджета (статьи 6, 38.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Выводы суда соответствуют закону и материалам дела.

Оснований для отмены судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.12.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 по делу N А12-18000/2008 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.