Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.06.2009 по делу N А12-19315/2008 Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июня 2009 г. по делу N А12-19315/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Жилищная эксплуатационная компания“

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009

по делу N А12-19315/2008

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Жилищная эксплуатационная компания“ к Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Жилищная эксплуатационная компания“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором
просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - управление, Управление Роспотребнадзора) N 1138 от 31.10.2008 о привлечении его к административной ответственности в соответствии со статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением от 09.12.2008 Арбитражного суда Волгоградской области обществу отказано в удовлетворении его заявления.

Постановлением от 16.03.2009 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда решение от 09.12.2008 Арбитражного суда Волгоградской области оставлено без изменения.

Обжалуя судебные акты, общество просит их отменить и удовлетворить заявление о признании незаконным постановления административного органа.

Отмечается, что судом нарушены нормы процессуального права. Административным органом не доказаны обстоятельства, которые суд счел доказанными. Кроме того, судом применен закон, не подлежащий применению.

Отзывом на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для их отмены.

Как видно из материалов дела, с 01.10.2008 по 07.10.2008 на основании Распоряжения N 4810 от 01.10.2008 заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора и на основании обращения граждан от 10.09.2008 N 10784, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ и Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля“, проведено внеплановое мероприятие соблюдения природоохранного законодательства в отношении общества.

В ходе проверки 06.10.2008 Управлением Роспотребнадзора установлено, что на площадке для размещения контейнеров под мусор, расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Таращанцев, 55, находящейся в управлении общества, допущены нарушения СанПиН 42-128-4690-88 “Санитарные правила содержания территорий
населенных мест“, а именно:

- на площадке для контейнеров отсутствует водонепроницаемое покрытие, контейнеры установлены на земле (п. 2.1.3);

- контейнеры переполнены отходами, площадка для контейнеров завалена бытовыми отходами, не обеспечен ежедневный вывоз отходов (2.2.1);

- площадка для контейнеров размещена на расстоянии 8 метров от общежития по ул. Таращанцев, 55 и на расстоянии 10 метров от детского сада N 291, в нарушении 2.2.3, который предусматривает расстояние от контейнерной площадки до жилых домов и детских учреждений не менее 20 метров;

- вокруг площадки для контейнеров образована свалка негабаритных строительных, бытовых отходов, в нарушении п. 2.2.9, который устанавливает, что удаление негабаритных отходов следует производить по мере их накопления.

По результатам проверки управлением составлен протокол от 07.10.2008 N 1138 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

31.10.2008 заместителем главного государственного санитарного врача по Волгоградской области Ю.В.Пешковым было вынесено постановление N 1138 о назначении административного наказания в виде наложения на общество штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 183-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются
отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; выполнять другие обязанности, возложенные настоящим Законом на юридических лиц.

Пунктом 1 статьи 2 вышеназванного Закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22 указанного Федерального закона).

Как следует из материалов дела, административным органом в ходе проверки 06.10.2008 выявлен ряд нарушений санитарных правил содержания территорий населенных мест 42-128-4690-88 на площадке для размещения контейнеров под мусор, расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Таращанцев, 55, находящейся в управлении общества.

Выявленные нарушения зафиксированы управлением в акте проверки от 07.10.2008, в котором указано, что площадка для размещения контейнеров по ул. Таращанцев, 55 размещена на
расстоянии 8 метров от угла жилого дома ул. Таращанцев, 55 и на расстоянии 10 метров от ограждения детского сада N 291. Подписан данный акт представителем общества Тропининой Н.С. без возражений (т. 1, л. д. 114 - 117).

Кроме того, существование контейнерной площадки с указанным местоположением подтверждается приложением N 2 к договору ТБО на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов от населения на 2007 год, подписанным начальником ПЭО Краснооктябрьского филиала ООО “ЖЭК“ и согласованным ООО “ЖЭК“, ООО “БИО“, МУ ЖКХ Краснооктябрьского района, ОАО “ИВЦ ЖКХ И ТЭК“, согласно которому значится контейнерная площадка по адресу ул. Таращанцев, 55.

Субъектом названного административного правонарушения по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, 01.06.2008 между администрацией Краснооктябрьского района Волгограда и обществом заключен договор N 26/080-2-08 управления многоквартирными домами. Одним из пунктов предмета договора является вывоз и утилизация обществом мусора (т. 1 л. д. 73 - 83).

Согласно приложению N 1 к вышеуказанному договору дом N 55 по ул. Таращанцев передан администрацией Краснооктябрьского района Волгограда в управление общества (т. 1 л. д. 84 - 88).

Пунктом 17 приложения N 5 к
договору N 126/080-2-08 от 01.06.2008 установлено, что общество производит ремонт и восстановление контейнеров и контейнерных площадок для сбора бытового мусора (т. 1 л. д. 89 - 91).

Кроме того, между обществом с ограниченной ответственностью “ЖЭК“ (Управляющая организация), обществом с ограниченной ответственностью “Благоустройство и озеленение“ (Перевозчик) и открытым акционерным обществом “ИВЦ ЖКХ и ТЭК“ (Агент, производящий начисление платы за услуги) заключен договор N 077-2/08 от 01.06.2008 на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от населения. Согласно данному договору “Управляющая организация“ обеспечивает эксплуатацию контейнерных площадок.

Из дополнительного соглашения N 3 к вышеуказанному договору усматривается, что на основании Протокола заседания конкурсной комиссии Администрацией Краснооктябрьского района Волгограда по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 15.05.2008 в договор N 077-2/08 от 01.06.2008 внесены изменения, а именно, дополнен перечень объектов, в который входит дом N 55 по улице Таращанцев.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как видно из материалов дела, на основании обращения граждан (заявление N 10784 от 10.09.2008 г.) о нарушении содержания площадки для контейнеров по ул. Таращенцев, 55, заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора Пешковым Ю.В. выдано Распоряжения о проведении мероприятия по контролю
N 4810 от 01.10.2008. Должностными лицами Управления в период с 01.10.2008 по 07.10.2008 проведена внеплановая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия человека.

Согласно статье 7 ФЗ N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ от 08.08.2001 мероприятия по контролю проводятся на основании Распоряжения о проведении мероприятий по контролю, в котором указываются: номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; наименование органа государственного контроля (надзора); фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Материалами дела подтверждено то обстоятельство, что требования природопользования и охраны окружающей среды обществом не выполняются.

Доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, отклонены, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный
суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009 по делу N А12-19315/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.