Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.06.2009 по делу N А72-7999/2008 Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти, указанный в ст. 29 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка, готовит проект договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июня 2009 г. по делу N А72-7999/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009

по делу N А72-7999/2008

по заявлению индивидуального предпринимателя Тюрина С.Н., г. Ульяновск, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении земельного участка, и обязании предоставить в собственность земельный участок,

установил:

индивидуальный предприниматель Тюрин Сергей Николаевич (далее - заявитель,
предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области (далее - Территориальное управление, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 21, общей площадью 17 900 кв. м, кадастровый номер 73:24:011001:4 в собственность Тюрину С.Н. Кроме того, просил обязать Территориальное управление устранить допущенное нарушение прав Тюрина С.Н. путем принятия решения о предоставлении в собственность предпринимателю земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 21, общей площадью 17 900 кв. м, кадастровый номер 73:24:011001:4 в 10-дневный срок со дня принятия решения по делу.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 решение изменено. Суд заменил в третьем абзаце резолютивной части решения от 24.12.2008 слова “в 10-дневный срок после вступления решения в законную силу“ на слова “в месячный срок“. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Территориальное управление обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы, исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, Тюрин С.Н., осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ОГРН; ИНН), является собственником трехэтажного здания спорткомплекса
общей площадью 3 389,86 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, д. 21., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.03.2006 серия 73 АТ N 386406 (л. д. 6).

27 августа 2008 г. предприниматель Тюрин С.Н. обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области с заявкой на приватизацию земельного участка, находящегося в федеральной собственности, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, д. 21, общей площадью 17 900 кв. м, кадастровый номер 73:24:011001:4, на котором расположено здание спорткомплекса, принадлежащее Тюрину С.Н. (л. д. 9).

Поскольку до настоящего времени ответчиком не принято какого-либо решения по заявлению Тюрина С.Н. о предоставлении испрашиваемого земельного участка, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок приобретения прав на земельные участки,
которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 настоящего Кодекса заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с 1 пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а
в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Таким органом исполнительной власти является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, утвержденного Приказом Росимущества от 01.02.2005 N 37, ответчик осуществляет полномочия собственника в отношении ... федерального имущества, расположенного на территории Ульяновской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. В силу пункта 6 указанного Положения ответчик в установленном порядке принимает решения о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами из федеральной собственности (л. д. 17 - 29).

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Давая оценку представленным сторонами доказательствам, суды двух инстанций правомерно пришли
к выводу, что оспариваемым бездействием Территориального управления нарушаются права и законные интересы заявителя как собственника объекта недвижимости и требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, как правильно указано судами в обжалуемых судебных актах, ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни иными нормативными актами, не предусмотрено право ответчика приостанавливать, в том числе по своей инициативе, либо откладывать рассмотрение заявлений в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации за пределы установленного срока. В силу своих уставных полномочий ответчику предоставлено право распоряжения федеральным имуществом, в том числе в части приватизации. При необходимости получения каких-либо консультаций у Росимущества ответчик был обязан сделать это с таким условием, чтобы в установленный месячный срок принять решение по поступившему заявлению, удовлетворив его или отказав в его удовлетворении (при наличии установленных законом оснований).

В то же время, апелляционный суд, изменяя решение в части определения срока, в течение которого Территориальное управление обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя с указанием вместо десятидневного срока - месячного, правомерно исходил из положений пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Довод подателя кассационной жалобы о не подведомственности настоящего спора арбитражному суду отклоняется судебной коллегией как несостоятельный и не соответствующий представленным в материалы дела доказательствам, которым судам дана надлежащая оценка (л. д. 7, 8, 15, 16).

Из материалов дела следует, что на дату приобретения объекта недвижимости и обращения с заявлением о приватизации земельного участка Тюрин С.Н. имел статус индивидуального предпринимателя. Объект недвижимости используется заявителем в предпринимательской (экономической) деятельности и в силу своего назначения для личных нужд использован быть не может. С учетом изложенного по
субъектному составу, характеру спорного правоотношения спор подведомственен арбитражному суду.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2008 в неизмененной постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 части и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 по делу N А72-7999/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.