Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.05.2009 по делу N А55-14915/2008 В привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ отказано, поскольку действия ответчика по передаче социально значимого имущества должника в муниципальную собственность не нарушили требования ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2009 г. по делу N А55-14915/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.11.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2009

по делу N А55-14915/2008

по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего государственного унитарного предприятия племенной совхоз “Кутузовский“ Можарова В.И., г. Самара, с участием третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Самарской области, с. Сергиевск,

установил:

Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - Управление,
УФРС по Самарской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего государственного унитарного предприятия племенной совхоз “Кутузовский“ Ф.И.О. (далее - арбитражный управляющий Можаров В.И.) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением арбитражного суда от 21.11.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2009, в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, УФРС по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2004 по делу N А55-4525/2004 ГУП Племенной совхоз “Кутузовский“ признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим был назначен Китаев В.И.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 30.08.2007 по делу N А55-4525/204 Китаев В.И. освобожден от обязанностей управляющего ГУП Племенной совхоз “Кутузовский“, конкурсным управляющим назначен Можаров В.И.

В ходе внеплановой проверки в связи с жалобой налогового органа на действия (бездействия) конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия племенной совхоз “Кутузовский“ Можарова В.И. в отношении последнего возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении от 30.08.2008 N 00366308 по части 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Основаниями для возбуждения дела об административном правонарушении в явились нарушения
конкурсным управляющим требований пунктов 4, 5 статьи 132, пункта 1 статьи 148, пункта 1 статьи 130 Федерального закона от 26.10.2002 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), выразившиеся в передаче в собственность социально значимого имущества ГУП ПС “Кутузовский“ администрации сельского поселения Кутузовский муниципального района Сергиевский Самарской области без определения рыночной стоимости имущества независимым оценщиком.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

Согласно пунктам 4, 5 статьи 132 Федерального закона N 127-ФЗ социально значимые объекты продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу. Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.

В силу статьи 130 Федерального закона N 127-ФЗ в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника.

Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

Оценка имущества должника проводится независимым оценщиком, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, отсутствие денежных средств, а также имущества должника, за
счет которого можно было бы произвести его оценку, послужило основанием для постановки конкурсным управляющим ГУП Племенной совхоз “Кутузовский“ вопроса об определении источника финансирования перед собранием кредиторов, которое в силу статьи 130 Федерального закона N 127-ФЗ вправе определить лицо, на которое с его согласия возлагается обязанность по оплате указанных услуг с последующей внеочередной компенсацией произведенных им расходов за счет имущества должника. Однако собрание кредиторов не определило источник финансирования.

Данное обстоятельство подтверждается протоколами собраний кредиторов от 12.03.2007, 21.11.2007, из которых следует, что вопрос об отсутствии средств для дальнейшего финансирования конкурсного производства и невозможности провести полное погашение требований кредиторов был ранее неоднократно предметом обсуждения, однако, предлагаемые конкурсным управляющим меры (передача нереализованного имущества собственнику должника, продажа освободившихся квартир жилого фонда ГУП ПС “Кутузовский“, рассмотрение заявки, поступившей от ЗАО “СВ-Поволжье“ на приобретение газопровода высокого давления, обеспечивающего подачу газа на свиноводческий комплекс, ранее выкупленного ими на торгах), не были приняты в результате отрицательного голосования уполномоченного органа. В то же время уполномоченным органом на собраниях кредиторов других реальных мер по получению денежных средств в конкурсную массу не предлагалось.

Кроме того, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, как представитель собственника имущества должника, в письме от 22.12.2006 N 3025 заявило о своих правах на имущество должника, кроме отнесенных к объектам жилищного фонда социального использования, а также к социально значимым объектам, которые подлежат передаче в муниципальную собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 132 Федерального закона N 127-ФЗ.

Поскольку оставшееся имущество должника, не проданное на торгах, относится к социально значимым объектам, которое не включается в конкурсную массу, то
арбитражным управляющим в соответствии с пунктом 5 статьи 132, пунктом 1 статьи 148 Федерального закона N 127-ФЗ оно было передано собственнику должника и муниципальному образованию Сергиевский Самарской области, что подтверждается актами от 22.08.2008, имеющимися в материалах дела.

Факт отсутствия средств для дальнейшего финансирования конкурсного производства подтвержден также вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2008 по делу N А55-4525/2004, завершившим конкурсное производство в отношении ГУП Племенной совхоз “Кутузовский“.

При таких обстоятельствах правомерны выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что действия конкурсного управляющего ГУП Племенной совхоз “Кутузовский“ Можарова В.И. по передаче социально значимого имущества в собственность администрации сельского поселения Кутузовский муниципального района Сергиевский Самарской области не нарушали требований Федерального закона N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

Судами сделан соответствующий материалам дела правильный вывод о том, что у должника отсутствовали денежные средства для дальнейшего финансирования конкурсного производства, в том числе для проведения и оценки имущества и проведения открытых торгов.

Следовательно, в данном случае отсутствует вина конкурсного управляющего в не проведении оценки имущества и торгов, которым были приняты все возможные меры по соблюдению порядка передачи имущества должника в муниципальную собственность.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21.11.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2009
по делу N А55-14915/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.