Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.11.2009 по делу N А26-6748/2009 Требование о признании недействительным представления органа бюджетного контроля о нецелевом использовании бюджетных средств удовлетворено, поскольку в объем расходов органа исполнительной власти, осуществляющего деятельность по реализации переданных полномочий в области содействия занятости населения, в полном объеме включены расходы, связанные с обеспечением реализации данных полномочий, в том числе и расходы на оплату труда работников (включая обслуживающий персонал) и осуществление иных материальных затрат (в том числе на содержание и ремонт помещений).

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2009 г. по делу N А26-6748/2009

Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2009 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Александрович Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.Е.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Министерства труда и занятости Республики Карелия

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Карелия

о признании недействительным ненормативного акта,

при участии представителей:

заявителя, Министерства труда и занятости Республики Карелия, - начальника отдела правовой, кадровой и ревизионной работы Морозова А.Е. (доверенность от 01.09.2009), начальника финансового отдела Сокко А.А. (доверенность от 01.09.2009),

ответчика, Территориального управления Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора по Республике Карелия, - главного специалиста-эксперта Цурикова И.В. (доверенность от 22.07.2009),

установила:

Министерство труда и занятости Республики Карелия (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Карелия (далее - ответчик, Росфиннадзор) о признании частично недействительным представления N 06-02-9/73 от 24.06.2009.

В судебном заседании, назначенном на 11 ноября 2009 года, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 17 ноября 2009 года.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, дал пояснения соответствующие изложенному в отзыве и материалах проверки.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В соответствии с планом контрольной и надзорной работы на 2009 год и централизованным заданием Росфиннадзора от 25.03.2009 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия была проведена проверка использования Министерством труда и занятости Республики Карелия в 2008 году субвенций, выделенных из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий. В ходе проверки Росфиннадзором были выявлены нарушения бюджетного законодательства, которые отражены в акте без номера от 09 июня 2009 года (л.д. 13-33).

По результатам рассмотрения акта проверки от 09 июня 2009 года временно исполняющим обязанности руководителя Росфиннадзора вынесено представление N 06-02-9/73 от 24 июня 2009 года (л.д. 11-12). Министерству предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства, выявленных в ходе проверки, о результатах рассмотрения Росфиннадзор должен быть проинформирован
не позднее тридцати дней с момента его получения.

Считая представление не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части выводов о следующих нарушениях бюджетного законодательства:

- нецелевое использование средств субвенций, выделенных из федерального бюджета, на оказание материальной помощи бывшим работникам Министерства труда и занятости Республики Карелия к юбилейным датам, к праздникам в общей сумме 14000 руб., на оплату командировочных расходов Лустинену А.А. в сумме 3060 руб.;

- неэффективное использование средств субвенций, выделенных из федерального бюджета, на оплату труда младшего обслуживающего персонала в сумме 627482 руб.;

- использование субвенций, выделенных из федерального бюджета, на расходы по ремонту служебных помещений в сумме 99020 руб.;

- искажение данных Отчета о расходовании и учете средств, предоставляемых в виде субвенций по состоянию на 01.01.2009.

Бюджетная система России подчинена определенным принципам, закрепленным в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Одним из таких принципов является принцип эффективности и экономного использования бюджетных средств, которым должны руководствоваться уполномоченные органы и пользователи бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов.

Согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Следовательно, исполнение расходов бюджета подразумевает направление материальных ресурсов на наиболее значимые мероприятия в действительно требующихся объемах, а также рациональность использования бюджетных средств.

В основе использования бюджетных средств находится также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который в силу статьи 38 Бюджетного кодекса
Российской Федерации означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Нецелевое использование бюджетных средств является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (статья 283 Кодекса).

Частью 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, приведенные нормы позволяют сделать вывод о том, что с точки зрения бюджетного законодательства фактом допущенного нарушения нецелевого использования бюджетных средств является недостижение той цели, для решения которой выделяются средства.

В преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации“ (далее - Закон N 1032-1) указано, что названный закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения.

В пункте 1 статьи 7.1 Закона N 1032-1 определены полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти
субъектов Российской Федерации, а порядок направления, получения и расходования средств на осуществление переданных полномочий, содержится в пунктах 2 - 6 данной статьи. Согласно названным нормам средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основе Методики определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 35.

Средства, выделяемые для осуществления полномочий Российской Федерации в сфере занятости, передаваемых для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В силу статьи 22 Закона N 1032-1 мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В абзаце 15 пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее - Закон N 184-ФЗ) указано, что общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.

Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 36, регулируют порядок предоставления субвенций
на финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона N 1032-1.

В Федеральном законе от 24 июля 2007 года “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ (далее - Закон от 24.07.2007) в соответствии с бюджетной классификацией расходов федерального бюджета по разделу 11 “Межбюджетные трансферты“ подразделу 03 “Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований“ целевой статье расходов 5100200 определены средства федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий.

Согласно пункту 1 статьи 14 указанного Закона в приложении 37 (таблица 22) субвенция на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных Республике Карелия, включая расходы по осуществлению этих полномочий, установлена в сумме 299 403,0 тыс. руб.

Таким образом, федеральным законодательством объем субвенций определяется общей суммой, без разбивки по направлениям расходования средств (статьи и подстатьи классификации расходов бюджетов), конкретный и исчерпывающий перечень затрат не установлен.

Согласно пункту 31 методики определения общего размера субвенций, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 35 (далее - Методика), объем затрат государственных учреждений службы занятости населения субъекта Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий включает в себя в том числе затраты на оплату труда (с учетом начислений) работников государственных учреждений службы занятости населения субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; материальные затраты государственных учреждений службы занятости населения, включающие
затраты на услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества (Ф.И.О. соответствующих показателей предшествующего периода с учетом индексации в установленном порядке) и прочие услуги (определяются на основе утвержденного объема бюджетных ассигнований предшествующего периода субъекта Российской Федерации); другие затраты государственных учреждений службы занятости населения.

Согласно подпункту 36 пункта 6 Положения о Министерстве труда и занятости Республики Карелия, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 12.11.2007 N 147, Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия и в соответствии с бюджетным законодательством имеет полномочия по планированию соответствующих расходов бюджета и составлению обоснования бюджетных ассигнований.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 13.12.2007 N 1140-ЗРК “О бюджете Республики Карелия на 2008 год“ зачисленная в бюджет Республики Карелия сумма субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в полном объеме отнесена к расходам Министерства труда и занятости Республики Карелия и распределена по видам расходов: на выполнение функций государственными органами, выполнение функций бюджетными учреждениями и социальные выплаты (пункт 24 приложения 6 “Ведомственная структура расходов бюджета Республики Карелия на 2008 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов“).

Расходы по направлениям деятельности и соответствующим кодам были определены бюджетной росписью расходов Министерства труда и занятости Республики Карелия на 2008 год (л.д. 31-36).

В ходе проверки расходования средств субвенций из федерального бюджета на оплату труда работников Министерства проверкой выявлены случаи оказания материальной помощи бывшим работникам Министерства к юбилейным датам по коду 824 0401 5100200 012 211 “Заработная плата“ на сумму 4000 руб. и в связи
с празднованием “Дня пожилого человека“ по коду 824 0401 5100200 012 290 “Прочие расходы“ на общую сумму 10000 руб. Тем самым, как указано в Представлении, допущено нецелевое использование субвенций, нарушены статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 7.1 Закона N 1032-1.

Заявитель считает, что поскольку материальная помощь бывшим работникам была оказана в соответствии с Положением о материальном стимулировании работников Министерства труда и занятости Республики Карелия, утвержденным приказом от 29.01.2008 N 34-п, по соответствующим кодам бюджетной классификации, факт нецелевого использования субвенций отсутствует.

Суд не может согласиться с доводами заявителя по следующим основаниям.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в разрезе функциональной и экономической классификации расходов бюджета Российской Федерации.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Следовательно, финансируемая из федерального бюджета организация обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств в разрезе кодов (статей) экономической классификации, определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Организация вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, поступающими по определенной статье экономической классификации бюджетов, но только в пределах данной статьи.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н “Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“ (далее по тексту - Приказ N 74н), действовавшим в 2008 году, статья 210 “Оплата труда и начисления на
оплату труда“ детализирована подстатьями:

- 211 “Заработная плата“;

- 212 “Прочие выплаты“;

- 213 “Начисления на оплату труда“.

На подстатью 211 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством. На подстатью 212 относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора

Из анализа содержания вышеуказанных подстатей экономической классификации расходов бюджета следует, что выплата материальной помощи бывшим работникам Министерства не может осуществляться за счет субвенции из федерального бюджета, поскольку она не обусловлена наличием трудовых правоотношений и не связана с осуществлением полномочий Российской Федерации в области занятости населения, переданных в соответствии со статьей 7.1 Закона N 1032-1.

Таким образом, Министерством при выплате материальной помощи в сумме 14000 руб. допущено нарушение статей 38, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации - нецелевое использование средств субвенций, выделенных из федерального бюджета.

В ходе проверки авансовых отчетов установлен факт оплаты за счет средств субвенций из федерального бюджета командировочных расходов водителю Лустинену А.А. в сумме 3060 руб., которые, по мнению ответчика, не связаны с осуществлением полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения. Тем самым, как указано в Представлении, допущено нецелевое использование субвенций, нарушены статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 7.1 Закона N 1032-1.

Заявитель полагает, что факт нецелевого использования субвенций отсутствует, поскольку данные расходы связаны с деятельностью должностного лица, возглавляющего орган исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющий государственную политику в области содействия занятости населения.

Суд считает требования заявителя в данной части законными и
обоснованными по следующим основаниям.

Как установлено в ходе проверки (лист 21 акта) в соответствии с приказом от 13.02.2008 N 23-к цель командировки Лустинена А.А. - доставка в г. Беломорск Министра труда и занятости Республики Карелия Карапетова Г.Л.

В соответствии с распоряжением Главы Республики Карелия от 14.02.2008 N 95-р руководитель Министерства Карапетов Г.Л. был командирован в г. Беломорск с 20 по 22 февраля 2008 года для участия в сессии представительного органа Беломорского муниципального района, что подтверждено командировочным удостоверением.

Правомерность отнесения расходов к соответствующим кодам, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов Росфиннадзором не оспаривается. Вывод ответчика о том, что данные командировочные расходы не связаны с осуществлением полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, носит предположительный характер. В материалы дела не представлены доказательства того, что поездка Министра труда и занятости Республики Карелия, как должностного лица, возглавляющего орган исполнительной власти, осуществляющий на территории Республики Карелия государственную политику в области содействия занятости населения, для участия в сессии представительного органа Беломорского муниципального района не связана с осуществлением полномочий в сфере содействия занятости населения.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Ответчиком не приведено убедительных доводов, подтверждающих, что командировочные расходы в сумме 3060 руб. не относятся к затратам на организацию осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении Министерством статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В ходе проверки установлено неэффективное использование средств субвенций на оплату труда младшего обслуживающего персонала в сумме 627483 руб. По мнению ответчика, в данном случае Министерством допущено нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 30 методики определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Проверкой также установлено, что в 2008 году Министерством осуществлялось использование средств субвенций на расходы по ремонту помещений в сумме 99000 руб., что, по мнению Росфиннадзора, не предусмотрено перечнем полномочий, перечисленных в пункте 1 статьи 7.1 Закона N 1032-1.

Из материалов проверки усматривается, что Министерством за счет средств субвенций осуществлялись расходы на оплату труда пяти единиц младшего обслуживающего персонала, ремонт служебных помещений, что, как указывает Росфиннадзор, не связано с осуществлением полномочий Российской Федерации в области занятости населения.

Суд не может признать обоснованным вывод ответчика о неэффективном использовании средств субвенций на оплату труда младшего обслуживающего персонала и неправомерном расходовании субвенции на ремонт служебных помещений по следующим основаниям.

В объем расходов органа исполнительной власти, осуществляющего деятельность по реализации переданных полномочий в области содействия занятости населения, в полном объеме включены расходы, связанные с обеспечением реализации данных полномочий, в том числе и расходы на оплату труда работников (включая обслуживающий персонал) и осуществление иных материальных затрат (в том числе на содержание и ремонт помещений).

Каких-либо нарушений порядка осуществления указанных расходов либо неверное их отнесение к соответствующим кодам, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов ответчиком не установлено.

Ремонт служебных помещений был произведен в целях создания условий для соблюдения требований к организации и ведению приема получателей государственных услуг в области содействия занятости населения, оказываемых Министерством, что не опровергнуто Росфиннадзором. Довод ответчика о том, что ремонт служебных помещений, в которых непосредственно осуществляется реализация переданных полномочий в области содействия занятости населения, не связан с указанными полномочиями, представляется абсурдным.

Суд считает необходимым отметить, что в представлении по данному эпизоду Министерству не вменяется нарушение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, что позволяет сделать вывод, что какое-либо нарушение бюджетного законодательства в данном случае не установлено.

Комиссией Федеральной службы по труду и занятости (протокол N 1 от 02.07.2008 - л.д. 37-39) согласована численность работников органа исполнительной власти в 2008 году, переданная по состоянию на 01.01.2007 Республике Карелия для осуществления полномочий в области содействия занятости населения, в том числе работников, оплата труда которых производится по Единой тарифной сетке (младшего обслуживающего персонала), в количестве пяти единиц.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации разъяснил судам, что при рассмотрении дел об оспаривании предписаний уполномоченных органов, а также иных категорий дел, при рассмотрении которых может подниматься вопрос об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств, необходимо учитывать следующее.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Каких-либо доказательств, позволяющих признать неэффективным использованием средств субвенций на оплату труда младшего обслуживающего персонала, ответчиком в материалы дела не представлено. Более того, представитель ответчика в судебном заседании отказался комментировать вменяемое нарушение, подтвердив отсутствие позиции по данному факту.

Таким образом, суд приходит к выводу, что бюджетные средства использованы Министерством на цели, соответствующие правовым основаниям их получения, довод ответчика о том, что произведенные расходы на оплату труда младшего обслуживающего персонала и ремонт служебных помещений не связаны с осуществлением полномочий в области содействия занятости населения, не нашел своего подтверждения.

Проверкой достоверности и своевременности представления отчетности об использовании субвенций, выделенных из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, установлено, что Министерством допущено искажение данных Отчета о расходовании и учете средств субвенций по состоянию на 01.01.2009.

В соответствии с пунктом 6 Правил расходования и учета субвенций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 36, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходовании предоставленных субвенций по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Согласно пункту 7 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, несут ответственность за достоверность отчетности, представляемой согласно пункту 6 настоящих Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства регулируется главой 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В оспариваемом Представлении Министерству указано на искажение данных отчетности, однако, по мнению суда, вмененное нарушение не соответствует основаниям применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, перечисленным в статье 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также статьям 289 - 306 Кодекса. Таким образом, по мнению суда, предписание в данной части не отвечает требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее. Форма отчета о расходовании предоставленных субвенций утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2007 N 281. Согласно утвержденной форме отчета в строках 2.07, 2.08, 3.07 и 3.08 отражаются расходы на оплату услуг по содержанию имущества и арендную плату, за исключением текущего и капитального ремонта зданий и сооружений и арендной платы за пользование недвижимым имуществом. Фактически в указанных строках отчета за 2008 год Министерством отражены произведенные расходы с учетом расходов на осуществление текущего и капитального ремонта зданий и сооружений и арендная плата за пользование недвижимым имуществом, что является нарушением Приказа от 18.04.2007. Вместе с тем, отдельная строка, предусматривающая отражение указанных расходов по недвижимому имуществу, в отчете отсутствует, а в соответствии с примечанием к отчету сумма распределенной субвенций по графе 1 должна соответствовать сумме субвенции, утвержденной бюджету субъекта в Федеральном законе о бюджете на очередной год, то есть отчет должен в полном объеме отражать фактически утвержденные и произведенные расходы. Расходы в отчете отражались по соответствующим предметным статьям экономической классификации в объеме фактически произведенных расходов. Таким образом, в самой форме отчета содержатся противоречия, которые Министерством труда и занятости Республики Карелия самостоятельно устранены быть не могут, поскольку отсутствует возможность введения в бланк дополнительных строк, следовательно, в данной части представление Росфиннадзора о недопущении в дальнейшем указанного нарушения составления отчетности, заведомо исполнено быть не может.

Судом отклоняются доводы ответчика о том, что представление не может быть оспорено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку само по себе не влечет для заявителя каких-либо негативных последствий, не нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверяемые организации обязательные для рассмотрения представления.

Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н (пункт 5.14.7), аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Последующий финансовый контроль Росфиннадзор осуществляет непосредственно или через свои территориальные органы путем проведения ревизий и проверок.

Цель ревизии (проверки) - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

В соответствии с пунктом 5.14.3 Положения Федеральная служба финансово-бюджетного надзора наделена правом направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в срок представления органа (до“жностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и незаконно возлагает на них какие-либо обязанности.

В юридической доктрине принято исходить из того, что ненормативный правовой акт - это официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме представительными органами власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления и местной администрацией, министерствами, ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля и другими должностными лицами, содержащие обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия для конкретных лиц.

Оспариваемое представление органа бюджетного надзора принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки, содержит выводы о нарушении Министерством бюджетного законодательства, а также требования, обязывающие Министерство принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать контролирующий орган о результатах рассмотрения представления.

Представление принято в качестве меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, и, следовательно, может быть оспорено в арбитражном суде как ненормативный правовой акт в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах заявление Министерства труда и занятости Республики Карелия о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия N 06-02-9/73 от 24.06.2009 подлежит удовлетворению частично.

Согласно части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета. В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина за рассмотрение данного дела взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Заявленные требования Министерства труда и занятости Республики Карелия удовлетворить частично. Признать недействительным, как не соответствующее требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия N 06-02-9/73 от 24.06.2009 в части выводов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса при использовании средств субвенций, выделенных из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, на оплату командировочных расходов водителю Лустинену А.А. в сумме 3060 рублей, направленных на оплату труда младшего обслуживающего персонала в сумме 627482 рублей, на расходы по ремонту служебных помещений в сумме 99020 рублей; а также выводов об искажении данных о расходовании и учете средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения. В данной части решение подлежит немедленному исполнению.

В остальной части заявленных требований отказать.

2. Обязать территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства труда и занятости Республики Карелия.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 50-52);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

АЛЕКСАНДРОВИЧ Е.О.