Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.02.2009 по делу N А57-1878/07 Признание в целях обложения НДФЛ обособленного подразделения организации возможно при наличии факта осуществления деятельности на стационарном рабочем месте, оборудованном вне места нахождения (регистрации) головной организации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2009 г. по делу N А57-1878/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области, г. Балашов

на решение от 17.07.2008 Арбитражного суда Саратовской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 по делу N А57-1878/07

по заявлению открытого акционерного общества “Российские железные дороги“, г. Москва о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области, г. Балашов от 05.12.2006 N 10/90

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании
частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 05.12.2006 N 10/90.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.07.2008 г. заявление общества удовлетворено. Признано недействительным оспариваемое решение инспекции в части начисления 1571950 рублей налога на доходы физических лиц и пени в сумме 353684,99 рублей, а также неподлежащим исполнению инкассовое поручение от 23.01.2007 г. N 400 на сумму 1571950 рублей и инкассовое поручение от 23.01.2007 г. N 401 на сумму 350821,25 рублей.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.

Как следует из материалов дела, инспекцией в отношении путевой машинной станции N 153 Дирекции по ремонту пути Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО “Российские железные дороги“ и структурных подразделений, входящих в ее состав, проведена выездная налоговая проверка, в том числе по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 15.10.2003 по 01.08.2006.

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 07.11.2006 г. N 10/90 и принято решение от 05.12.2006 г. N 10/90, которым предложено уплатить 1571950 рублей налога на доходы физических лиц, пени за несвоевременное перечисление 353684,99 рублей налога на доходы физических лиц.

По мнению инспекции, общество в проверяемом периоде не перечислило 1571950 рублей налога на доходы физических лиц по месту нахождения обособленного подразделения, что повлекло не поступление налога в местный бюджет (в бюджет
Балашовского района), на территории которого расположено обособленное подразделение. Инспекция при проверке установила, что на щебеночной станции оборудовано 65 стационарных рабочих мест.

Принимая решение и постановление об удовлетворении заявления общества в указанной части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что путевая машина станции N 153 Дирекции по ремонту пути Юго-Восточной железной дороги не входит в качестве структурного подразделения в ст. Балашов-2. При этом суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

В силу пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

Согласно статье 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Указанные лица признаются налоговыми агентами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 статьи 226 Кодекса, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту
нахождения каждого обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Таким образом, неуплата организацией налога по месту нахождения ее обособленного подразделения влечет непоступление налога в местный и региональный бюджеты субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено это обособленное подразделение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Понятие рабочего места дано в статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

С учетом изложенного, признание в целях обложения налога на доходы физических лиц обособленного подразделения организации возможно при наличии факта осуществления деятельности на стационарном рабочем месте (создано на срок не менее 1 месяца), оборудованном вне места нахождения (регистрации) головной организации.

По мнению налогового органа, на щебеночной базе ст. Балашов-2 работают 23 человека, оборудовано 23 стационарных рабочих места, соответственно налог на доходы указанных лиц должен поступать в бюджет Балашовского района, на территории которого и расположена щебеночная база.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается,
что указание в трудовых договорах, приказах о переводе на работу и пояснениях работников на то, что работники работали на щебеночной базе ст. Балашов-2, не соответствует первичным документам, объективно подтверждающим структуру общества и фактическим обстоятельствам дела.

В оспариваемом решении налоговым органом указано, что щебеночная база - это территориально обособленное подразделение Путевой машинной станции N 153 Дирекции по ремонту пути филиала Юго-Восточной железной дороги ОАО “Российские железные дороги“, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Судами установлено, что допрос свидетелей, трудовые договоры и приказы о переводе на работу, протокол осмотра (обследования) N 1 от 27.10.2006, на которые ссылается налоговый орган содержат сведения о том, что работники работают на ст. Балашов-2. Однако данные сведения противоречат первичным документам, в том числе и записям в трудовых книжках работников. Противоречия относительно места работы, организации в которой работник работает, является следствием добросовестного заблуждения.

В судебном заседании были допрошены в качестве свидетелей работники Путевой машинной станции N 153, в приказах о приеме на работу и трудовых договорах которых значится в качестве структурного подразделения: “щебеночная база ст. Балашов-2“. Из пояснений указанных работников следует, что на щебеночной станции отсутствуют стационарные рабочие места, в том числе и в том количестве, как указано в решении налогового органа (65 рабочих мест).

В соответствии с Положением о Юго-Восточной железной дороге - филиале ОАО “Российские железные дороги“ Юго-Восточная железная дорога является обособленным подразделением ОАО “РЖД“ и имеет структурные подразделения согласно приложению N 2 к Положению. К подразделениям Юго-Восточной железной дороги относятся Ртищевское отделение и Дирекция по ремонту пути. Указанные подразделения созданы в соответствии с Приказом ОАО “РЖД“ от
28.09.2003 N 3п. Каждое из подразделений действует на основании Положения, утвержденного Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО “РЖД“.

В Ртищевское подразделение, созданное в соответствии с Приказом ОАО “РЖД“ от 28.09.2003 N 3п и Приказом Юго-Восточной железной дороги от 02.10.2003 N 1/Н, в качестве его структурного подразделения входят в числе иных подразделений вагонное депо Балашов, железнодорожная станция Балашов-1.

Дирекция по ремонту пути - структурное подразделение Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО “РЖД“ создано в соответствии с Приказом ОАО “РЖД“ от 28.09.2003 N 3п и Приказом Юго-Восточной железной дороги от 02.10.2003 N 1/Н и имеет в своем составе в качестве подразделения путевую машину N 153.

Путевая машина N 153 находится по адресу: Саратовская область, Аркадакский район, ст. Летяжевка.

С учетом изложенного, судами сделан правильный вывод, что Путевая машина N 153 не входит в качестве структурного подразделения в ст. Балашов-2. Внесение исправлений в приказы о переводе на работу вызвано объективной необходимостью, приведением в соответствие штатному расписанию первичных документов.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, основанных на полном и всестороннем исследовании материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение 17.07.2008 Арбитражного суда Саратовской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 по делу N А57-1878/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.