Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.02.2009 по делу N А65-11561/2008 Заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2009 г. по делу N А65-11561/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена “17“ февраля 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен “19“ февраля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Межотраслевой научно-производственный “Центр стройиндустрии“, г. Казань, Республика Татарстан,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.09.2008 и на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008

по делу N А65-11561/2008

по исковому заявлению заместителя прокурора Республики Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан к Федеральному государственному унитарному предприятию “Научно-производственное объединение “Государственный институт прикладной оптики“, г. Казань, Республика Татарстан, обществу с ограниченной ответственностью “Межотраслевой научно-производственный “Центр стройиндустрии“,
г. Казань, Республика Татарстан, третьи лица: территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан, управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан о признании недействительным договора аренды федерального имущества от 25.12.2007 N 01-07

установил:

заместитель прокурора Республики Татарстан обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию “Научно-производственное объединение “Государственный институт прикладной оптики“, обществу с ограниченной ответственностью “Межотраслевой научно-производственный “Центр стройиндустрии“ о признании недействительным договора аренды федерального имущества.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.09.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008, иск удовлетворен: признан недействительным договор аренды федерального имущества N 01-07 от 25.12.2007, заключенный между ответчиками.

В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью “Межотраслевой научно-производственный “Центр стройиндустрии“ просит принятые по делу судебные акты отменить. Считает, что Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации порядок заключения договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, на конкурсной основе не разработан, в связи с чем, применение пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 невозможно, судами неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании кассационной инстанции представители заявителя кассационной жалобы поддержали доводы кассационной жалобы в полном объеме.

Представитель прокуратуры с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить судебные акты без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, о дате и времени
рассмотрения кассационной жалобы уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан N 584-р от 11.10.2007 за ФГУП “Научно-производственное объединение “Государственный институт прикладной оптики“ закреплено на праве хозяйственного ведения федеральное имущество, в том числе нежилое помещение общей площадью 671,6 кв. м., расположенное на 1 этаже корпуса N 50, находящийся по адресу: г. Казань, ул. Липатова, д. 2.

ФГУП “Научно-производственное объединение “Государственный институт прикладной оптики“ (арендодатель) и ООО “Межотраслевой научно-производственный “Центр Стройиндустрии“ (арендатор) 25.12.2007 заключили договор аренды федерального недвижимого имущества N 01-07, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилые помещения площадью 671,6 кв. м., расположенные в здании по адресу: г. Казань, ул. Липатова, д. 2, для использования под производство.

Срок действия договора с 01.01.2008 по 25.12.2008.

Объект аренды передан арендодателем арендатору по акту приемки-передачи от 25.12.2007.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан распоряжением N 36-р 25.01.2008 согласовало заключение данного договора.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из положений статей 167, 168, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 (в редакции
от 23.03.2006 N 156).

Согласно пункту 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта, в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Как правильно указали суды обеих инстанций, факт отнесения спорных отношений к случаям, когда договор аренды федерального имущества заключается без проведения конкурса, материалами дела не подтвержден.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о признании данного договора недействительным.

Правомерно отклонен довод ООО “МНП “Центр Стройиндустрии“ о том, что проведение конкурса не является обязательным, поскольку Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации не разработан порядок заключения договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, на конкурсной основе, поскольку порядок проведения торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, предусмотрен Положением, утвержденным распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации от 28.07.1998 года N 774-р.

Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам, приведенным по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, повторяется все то, на что ссылался заявитель ранее, и это отражено в принятых судебных актах.

Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, судебные акты законны и отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008 по
делу N А65-11561/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.